В ПЛОХУЮ ПОГОДУ – ВСЕ, КРОМЕ ТЕЛЕВИЗОРА.
Дождливый день может показаться таким же бесконечным, как путешествие Ноя в Ковчеге, потому что полный энергии непоседа вынужден долгое время оставаться в замкнутом пространстве. Мрачный, пасмурный день может угнетать и взрослых и детей — и никак не справиться с плохим настроением. Чтобы не зависеть от ненастной, холодной погоды, ребенок должен быть в хорошей физической и психической форме. И в этом могут помочь игры, увлекательные занятия и представления, описание которых дается в этой главе. Если есть возможность, пригласите к себе друзей, но не забывайте, что развлечься можно и своей семьей, занимаясь делами гораздо более полезными и приятными, нежели бесконечное сидение перед телевизором. Помните также, что, несмотря на холод и сырость за окном, необходимо провести хотя бы несколько минут на свежем воздухе. Когда после дождя появится солнце, поищите на небе радугу.
В этой главе вы найдете много полезных советов, как занять детей любого возраста при любой погоде.
Мокрый мел
В мокрую погоду хорош и мокрый мел. Утром на два — три часа опустите цветной мелок в раствор из трех частей воды и одной части сахара. (Сахар делает мел более плотным и, высохнув, тот меньше крошится.)
Затем пусть ребенок что-нибудь начертит на плотной бумаге (желательно черного
цвета) или на грифельной доске, и он увидит, каким глубоким и красивым становится
цвет рисунка. 55
Выбери наряд
Дождливый день — очень подходящее время для того, чтобы наряжаться. В этом случае неплохо бы иметь под рукой коробку или мешок со старой одеждой. Пусть ребенок попробует пройтись по комнате в маминых туфлях на высоких каблуках (даже мальчишки получают от этого большое удовольствие) или в огромных папиных ботинках, подложив в них стельки; а еще интересно таинственно закутаться в шаль или с важным видом надеть «ковбойскую» шляпу; очень приятно станцевать в накидке, сделанной из юбки, простыни или полотенца. Девочки любят примерять мамины украшения, красить ногти и немножко попользоваться маминой косметикой. Предложите малышу изобразить какой-нибудь забавный персонаж, подобрав соответствующий костюм. Посоветуйте ему предстать в виде супермена в плаще, ковбоя в пестром шелковом платке и сапогах, изобразить старуху с клюкой или пришельца в шлеме с другой планеты. Ребенок будет играть роль, а вы угадывать, кто это перед вами.
Театральный реквизит
Прекрасные подарки для ребенка можно приобрести в театральном магазине. Высокая картонная шляпа, прогулочная трость и дешевые белые перчатки способны превратить вашего малыша в блестящего дэнди. Нос клоуна, огромные туфли, пластмассовый галстук-бабочка или парик принесут детям много радости и веселья.
Удержи книгу
Представьте, что вместе с ребенком вы изобрели новый олимпийский вид спорта — балансирование с книгой. Пусть малыш пройдет по комнате, пытаясь удержать ее на голове и не уронить. Он не должен дотрагиваться до книги руками. Очень скоро ребенок поймет, как важно передвигаться осторожно, высоко держа голову. Выбирайте книги разного формата, чтобы ему стало понятно, какие из них легко удержать на голове, а какие трудно.
Можно придать игре форму соревнования между несколькими детьми. Кто-нибудь один выполняет роль судьи, в то время как остальные пытаются удержать книги на голове. Все дети одновременно ходят по комнате, и выигрывает тот, кто дольше всех удержит книгу, не притрагиваясь к ней. Победитель становится судьей и назначает участникам игры новый формат и вес книги.
Цвет дня
Если, проснувшись дождливым утром, ребенок начнет жаловаться, что ему нечем заняться, познакомьте его с этой игрой.
Предложите малышу выбрать любой цвет, например красный. Дайте ему одежду красных тонов, найдите для завтрака, обеда и ужина-, продукты красного цвета и украсьте ими стол. Красные рисунки, игрушки и даже частое употребление слова «красный» должны сопровождать ребенка в течение всего дня. Ищите в журналах картинки с красным цветом, посчитайте в доме все красные предметы. Для следующего дня помогите вашему сыну или дочери придумать новый цвет.
Музыкальный антракт 56
Организуйте оркестр из самодельных музыкальных инструментов. Их можно изготовить из того, что есть дома.
Положив в металлическую банку из-под чая маленькие камешки, пуговицы или стеклянные шарики, вы получите музыкальный инструмент. Металлический звук уже есть, теперь нужно поискать небольшие кусочки дерева или деревянные предметы (например, деревянную ложку, доску для сыра, деревянные формочки или прищепки для белья). Ударяя друг о друга двумя деревянными предметами, медленно или быстро, сильно или осторожно, вы извлекаете звуки, подходящие для танцевальной музыки. Включив пластинку или кассету, ребенок может поддерживать ритм мелодии, играя на своих инструментах. Если шум, производимый оркестром, становится слишком громким, попросите музыканта играть в более тихой тональности.
Собери палочки
Даже маленькие дети любят эту традиционную игру. Возьмите десять палочек от эскимо или пластмассовые соломинки. Ребенок держит их в руке, затем отпускает, и они падают на стол. Малыш должен осторожно собрать их по одной так, чтобы не сдвинуть лежащие рядом. Если он сдвинет хотя бы одну, игра заканчивается. Подсчитайте, сколько палочек он может собрать за один раз и сколько попыток должен сделать, чтобы, наконец, собрать все палочки. Понаблюдайте за его успехами по мере того, как он приобретает опыт игры. Теперь ваша очередь играть.
Музыкальные животные
Развлеките ребенка, показывая ему, как звучат высокие и низкие ноты на фортепьяно. Несколько раз медленно нажмите на басовые клавиши. Пусть малыш, внимательно прослушав их, попытается изобразить походку животного, которого ему напоминают эти звуки, — слона, бегемота или, может быть, медведя. Затем перейдите к высоким нотам и играйте в более быстром темпе. Следуя музыке, ребенок должен изменить свое поведение, имитируя движения птиц, мышей, кошек или обезьян.
Позвольте ребенку ударить по клавишам и изобразить то, что возникает в его воображении.
Если у вас нет пианино, попробуйте постучать по игрушечному барабану, сначала ударяя редко и глухо, а затем, наоборот, часто и звонко. Поищите в доме предметы, которые можно было бы использовать в качестве инструментов — например, большой пластмассовый таз и две деревянные ложки, — а затем попробуйте поиграть на них.
Поиски сокровищ
Дети всегда с удовольствием что-нибудь прячут и ищут, поэтому поиграйте со своим малышом в прятки или в поиски сокровища, используя игрушки или предметы домашнего обихода. Полезно включить в игру элементы обучения. Если ваш ребенок учит алфавит, то напишите какую-нибудь букву на нескольких клочках бумаги. Пусть малыш выйдет из комнаты, пока вы их прячете (только не старайтесь спрятать слишком далеко, чтобы не разочаровывать его). Позовите ребенка обратно и торжественно объявите: «В этой комнате в тайниках хранятся шесть букв „Т». Посмотрим, быстро ли ты их найдешь». Если малышу трудно, 57 подсказывайте, говоря «горячо», когда он приближается к спрятанному предмету, и «холодно», когда удаляется.
Для ребенка постарше напишите на бумаге буквы, из которых состоит его имя или новое слово, и вырежьте их, как для ребуса. Найдя буквы, ребенок должен собрать их в одно слово (с вашей помощью, если необходимо), и пусть это станет частью игры. Самые старшие дети могут заняться поисками шести предметов, в названии которых есть две гласные буквы (книга, мыло, сумка, щетка, лампа, очки), десяти предметов на букву «Т» или искать вещи из списка, составленного вами. Постарайтесь сделать так, чтобы в разных вариантах игры названия предметов повторялись.
Почисти зубы
В дождливый день неплохо проверить, в каком состоянии зубы у кукол и игрушечных животных. Посоветуйте ребенку изготовить зубную щетку. Возьмите палочку от мороженого, и пусть малыш раскрасит ее цветным мелом. Вырежьте из бумаги маленький прямоугольник, длина которого составляет одну треть от длины палочки, а ширина в четыре раза больше, чем ширина палочки. Сложив бумагу пополам, сделайте зигзагообразные надрезы с обоих краев. Затем просуньте палочку между ними и склейте, совместив вырезанные края. Теперь ребенок может заняться зубами своих «жертв». Если он обязательно захочет пользоваться зубной пастой, дайте ему немного порошка талька (не забудьте напомнить, что люди не чистят зубы тальком).
Волейбол дома
Вы хотите заняться физическими упражнениями, не выходя на улицу? Воздушные шары — это то, что вам нужно. Они небольшие, легкие и на 92 процента гарантируют от любых повреждений. Пусть ребенок забавляется, подбрасывая шары вверх одной или двумя руками попеременно. Натянув веревку между спинками двух стульев, находящихся на некотором расстоянии друг от друга, устройте игру в волейбол. Несколько детей одновременно могут с удовольствием перебрасывать шар туда и обратно.
Воздушные шары в подарок
Всегда держите под рукой пакет с воздушными шариками. Они могут пригодиться для разного рода развлечений; можно ловить их, как мяч, играть ими в «бадминтон», заменив теннисные ракетки журналами, устроить соревнование — кто быстрее перебросит шар на другой конец комнаты. Воздушные шары могут украсить комнату больного малыша или, по желанию ребенка, висеть причудливыми гирляндами над обеденным столом.
Что пропало?
Положите на поднос пять предметов, например: ключ, мячик, ложку, кубик и мелок.
Пусть ребенок внимательно посмотрит на эти предметы и назовет каждый из них.
Затем он закрывает глаза, а вы в это время прячете один из предметов в карман.
Снова посмотрев на поднос, малыш должен определить, чего не хватает. Чтобы было
интереснее, постепенно добавляйте на поднос новые вещи, и когда ребенок освоит
игру, начните убирать сразу по . нескольку предметов. Обычно в этом занятии с
удовольствием принимают участие все члены семьи.
Для разнообразия можно завязать малышу глаза, чтобы он, ощупав, определил, что
лежит на подносе, а что пропало.
Спрячьте предмет, который вы взяли с подноса, где-нибудь в комнате и поиграйте в
«горячо-холодно» (говоря «горячо», когда ребенок приближается к предмету, и
«холодно», когда удаляется); продолжайте игру, пока он не найдет его.
Я знаю, что это
Завяжите ребенку глаза шарфом или платком. Объясните, что передвигаться по
комнате надо осторожно, вытянув руки вперед. Дотронувшись до какого-нибудь
предмета, он должен назвать его и описать. Затем наступает ваша очередь сделать то
же самое. Сравните свои впечатления и узнайте, что ребенку нравится больше —
искать предметы или следить за тем, как это делаете вы.
Конечно, сначала необходимо убедиться, что в комнате нет опасных предметов или
дорогих китайских ваз. Постарайтесь все время, пока у ребенка закрыты глаза,
находиться рядом.
Убежище
В те дни, когда ребенку нельзя выходить на улицу, для него будет большим
удовольствием забраться в «пещеру», сделанную из больших картонных коробок
(причем, чем больше коробки, тем лучше), или в «палатку», в которую превращается
стол, накрытый покрывалами или простынями. Вы сооружаете декорации, а ребенок
заполняет их вымышленными персонажами.
Пусть маленькие дети покрасят или разрисуют коробки, а те, кто постарше, —
вырежут ножницами окна, чтобы можно было выглядывать из палаток наружу.
Мост в страну чудес
Соорудите полосу препятствий на пути, ведущем в страну чудес. Перекиньте через
них мост из скамейки и двух стульев или просто положите две толстые веревки на
пол, которые могут обозначать переправу. За мостом тоже должны быть препятствия,
которые необходимо преодолеть любым способом: перепрыгнуть, перелезть или
пройти в обход. Кушетку можно миновать, пробравшись сзади, под стулом —
проползти, а через табуретку — перешагнуть; на мешок с подушками можно прыгнуть,
а в пластмассовую корзинку с бельем — сесть. В качестве дополнительных
препятствий можно использовать картонные коробки, скамеечку для ног и корзины. Теперь немного пофантазируйте. Расскажите ребенку, что этот мост ведет в прекрасную сказочную страну. Пусть малыш сочинит историю о том, куда он отправился и что там увидит. Перейдя мост, он может попасть в сказочный мир, вернуться обратно и вновь начать путешествие. Он погуляет в чудесном парке и прокатится на ракете (встав на табуретку) или поплавает в озере (лежа на одеяле и барахтаясь). Возможно, он захочет отправиться в космос . или к Волшебнику Изумрудного Города, или в Диснейленд к Микки Маусу. Ему любопытно будет побродить по дому с привидениями, ему понравится в цирке и захочется провести весь дождливый день с Питером Пэном. 59 В эту замечательную игру можно играть вместе с друзьями. Только не удивляйтесь, если вдруг приготовления к ней займут намного больше времени, чем само путешествие.
Загадки про животных
Предложите ребенку задумать про себя какое-нибудь животное и жестами изобразить его повадки. По тому, как он двигается, постарайтесь понять, кто это. Малыш должен помочь вам сделать это как можно быстрее.
Затем наступает ваша очередь загадывать. После того как вы оба справитесь с этой задачей, побеседуйте о зверях, птицах, рыбах. Составьте список животных, которых уже знает ребенок, и постарайтесь найти картинки с их изображением. Разделите их на три группы: дикие, домашние и комнатные животные. Постарайтесь узнать побольше о тех из них, кого вы изображали, и посмотрите, удастся ли вам теперь сделать это лучше. Подумайте также о прогулке в зоопарк, правда, туда лучше пойти в солнечный день.
Такие упражнения обогатят словарный запас вашего ребенка и его представления об окружающем мире.
Наблюдение за животными
Если ваш ребенок проявил большой интерес к этой игре, постарайтесь посмотреть вместе с ним какой-нибудь фильм о животных.
Книга о кошках
Это занятие также понравится вашему малышу, если он успел уже полюбить животных. Пролистайте вместе журналы, книги и поищите картинки, изображающие различных представителей семейства кошачьих. Побеседуйте о том, чем они отличаются друг от друга. Затем предложите ребенку сделать свою книжечку о кошках. Он может нарисовать их, перевести через кальку или вырезать из картинок. У каждой кошки должна быть своя страница. На рисунки наклейте нитки или кусочки бумаги, чтобы животные «обросли» шерстью — полосатой или пятнистой, и таким образом ваш ребенок создаст новую породу кошек. Пусть каждой из них он даст кличку.
Соберите все картинки, скрепите или сшейте их вместе так, чтобы получилась книжка. Напишите на обложке заглавие, и пусть ваш сын или дочь как автор поставит на ней свою фамилию.
Игра в «классы»
Если у вашего активного ребенка избыток энергии, вот лучший способ выпустить ее не покидая дом. С помощью клейкой ленты обозначьте на полу квадраты-«классы». Для этого занятия более всего подходит большой коридор или закрытая веранда, а кроме того, свободное место на кухне или в комнате.
Вероятно, вы помните, как начинается игра. Нужно бросить небольшую биту в нарисованные квадраты так, чтобы она попала в квадрат, не касаясь линий. Сначала кидаете ее в первый «класс», затем во второй и т. д. Как только она окажется в нужном квадрате, вы должны приблизиться к ней, прыгая на одной ноге через все «классы» по порядку. Затем нужно подобрать биту, повернуться кругом и вернуться 60 назад, сохраняя равновесие и не наступая на линии. (На обе ноги можно встать, если только квадраты находятся рядом или если вы поворачиваетесь назад в последнем «классе».)
Игра продолжается до тех пор, пока вы не наступите на линию или не потеряете равновесия; тогда наступает очередь другого игрока. Побеждает тот, кто первым выполнит все действия правильно и пройдет от первого «класса» до восьмого. Для ограниченного пространства есть более простой вариант игры. Изобразите «классы» двумя полосками клейкой ленты длиной по сто шестьдесят сантиметров, расположив их параллельно друг другу на расстоянии сорок сантиметров. Затем также с помощью ленты обозначьте каждый «класс» номером от нуля до пяти. Теперь называйте номер от нуля до пяти. Ребенок должен прыгнуть в названный номер квадрата и попрыгать там несколько раз, считая свои прыжки. Если вы хотите научить ребенка узнавать цифры, используйте карточки с написанными на них номерами от нуля до пяти. Ребенок также должен оказаться в указанном на карточке «классе» и сделать там несколько прыжков, считая их. Или же он сам выбирает номер «класса», прыгает в нужный квадрат и называет его. Попросите малыша передвинуться вперед или назад на один или два «класса» или задайте ему простую математическую задачу. «Сколько будет три прибавить два?
Сколько будет четыре отнять три?»
Язык жестов
Познакомьте вашего ребенка с языком жестов. Расскажите, как люди таким образом
обмениваются друг с другом информацией. Придумайте жесты, которые можно было
бы использовать в качестве особого языка в вашей семье. Если ребенок
заинтересуется этим, возьмите в библиотеке книгу о языке жестов. Выучите несколько
простых движений и попробуйте сказать на этом языке «Я люблю тебя», «Спокойной
ночи», «Приятных снов» и «Что у нас на обед?»
Шершавые Буквы
В последнее время мы многое узнали о том, каким образом люди обучаются. Каждый из нас обладает разными способностями, и мы овладеваем знаниями с большей легкостью, если используем врожденные таланты и склонности. Тот, кто любит слушать, предпочитает обучаться на слух. Тот же, кому легче даются зрительные образы, быстрее запоминает, глядя на предметы. Многие дети лучше всего усваивают информацию о предмете, если могут потрогать его и повертеть в руках. Вот методика, которая поможет всем малышам выучить цифры и буквы, особенно тем детям, которые любят учиться «осязательно».
Возьмите несколько листов наждачной бумаги. Покупайте разные сорта, чтобы ее структура и поверхность не были одинаковыми. Если у вас есть картонные или деревянные буквы и цифры, их контуры можно обвести на наждачной бумаге, если нет, напишите их (делайте буквы и цифры небольшими), а затем вырежьте и наклейте на карточки размером пять на десять сантиметров, и таким образом вы получите прекрасное учебное пособие. Пусть ребенок закроет глаза, ощупает карточку и определит, какая на ней буква или цифра. Осязание помогает обучению. 61 В другой дождливый день из карточек можно сделать книжечки, одну — с алфавитом, а другую — с цифрами.
Предложите ребенку нарисовать или наклеить на каждую карточку картинку, соответствующую цифре или начальной букве слова.
Автогонки
Если в вашем доме любят автомобили, сделанные из спичечных коробков или другого подручного материала, организуйте авторалли, лучше — в направлении против часовой стрелки. С помощью клейкой ленты или веревки обозначьте на полу трассу. Убедитесь, что есть стартовая и финишная линии. После этого дети могут устроить гонки по трассе и, используя кухонный таймер или секундомер, определить, кто покажет лучшее время.
Совет хозяевам дома
На тот случай, если существует опасность, что машина, сделав крутой вираж, может удариться о стенку или мебель, для безопасности подложите валики или подушки.
Соедини капли дождя
Если дождь не очень сильный, откройте окно и позвольте ребенку высунуть наружу кусочек плотной бумаги или серого картона. Скажите ему, что его нужно убрать, когда вы досчитаете до пяти. От дождя на поверхности бумаги появятся темные пятна. Пусть ребенок соединит их карандашом или мелком, проводя линии в любой последовательности. Когда бумага высохнет, он может подрисовать на свободном пространстве между следами дождя то, что ему подскажет фантазия.
Поиск в Библиотеке
В наш век высоких технологий, электронной почты и компьютерных игр чтение книг продолжает оставаться важным элементом культуры. В какой-нибудь дождливый день, надев прорезиненную обувь, пойдите в библиотеку и поищите там что-нибудь интересное.
Прежде чем отправиться, спросите своего малыша, какую книгу он хотел бы получить — о динозаврах, о Маленьком Муке или книгу с поездами и самолетами. По мере того как ребенок взрослеет, старайтесь научить его пользоваться каталогом. Посмотрите, есть ли в каталоге авторы — ваши однофамильцы и о чем они пишут. Выберите какую-нибудь тему и выясните, имеются ли книги, посвященные ей, и возьмите одну домой.
Отпечатки
Такая игра понравится большинству родителей. Возьмите бумагу для рисования и
краски — темперу, акварель или гуашь. Пусть ребенок соберет небольшие предметы
разной формы и качества — для начала подойдет кусочек губки, крышка от бутылки,
морская раковина, крышка от упаковки маргарина, несколько ластиков. Теперь надо
обмакнуть что-нибудь в краску, а затем использовать как штамп, оставляющий
отпечатки на бумаге. Пусть ребенок проделает это с разными предметами на одном
листе бумаги по нескольку раз. После того как он испробует для этой цели каждый из
них, возьмите новые. Приложив к бумаге выкрашенную половину картофелины с 62
вырезанными в ней дырочками и бороздками, можно увидеть интересный узор.
Усовершенствуйте этот метод получения отпечатков с помощью подручных средств.
Полезный совет
Когда ваш ребенок достигнет хороших результатов в технике изготовления
отпечатков, пусть он сделает их на гладкой белой бумаге или на простой,
для заметок. И тогда он с удовольствием будет писать на ней записки или
дарить в качестве подарка членам семьи.
Космос
Малыши обожают ракеты и самолеты. Поддержите этот интерес, разыскав в журналах
и книгах картинки с их изображениями. Изучите основные элементы, из которых
состоит ракета — ее форму, двигатель, головную часть.
Предложите ребенку изобразить несколько ракет, раскрасить их и вырезать из
бумаги. Затем надо сделать так, чтобы они стали двигаться; для этого приклейте к
рисункам веревочки разной длины (или проколите отверстие и просуньте в него
веревку) и подвесьте их на крючок — можно расположить под потолком у двери или у
окна.
Компьютер
В наше время у некоторых есть дома компьютер, и детям любого возраста будет
интересно познакомиться с этой удивительной машиной. Сядьте с малышом перед
клавиатурой, и пусть он нажмет на какую-нибудь клавишу — сначала напечатайте
строчку из букв А, затем из букв Б. Наберите крупным шрифтом несколько простых
слов и попросите ребенка найти на клавиатуре буквы, из которых они состоят.
Наберите его имя разными способами: прописными буквами, жирным шрифтом или
курсивом.
Зайдите в магазин, где продаются компьютеры, и постарайтесь найти такую
программу, которая была бы интересна ребенку и в то же время помогала бы обучить
его работе с компьютером. Когда малыш только начинает заниматься компьютерными
играми, ему бывает трудно координировать движения. Он скорее освоит это, если
будет наблюдать, как играют старшие дети. Приобретите для них специальную
программу, которая поможет не только обучиться технике набора текстов, но и
сделает этот процесс настолько увлекательным, что дети с удовольствием будут
проводить за клавиатурой целые дни. (Программа может использоваться также и
взрослыми.)
В какой руке?
Для этой простой настольной игры, которая подходит детям любого возраста,
необходимо иметь только лист бумаги, ручку, несколько камешков или мелких монет.
Вы знаете игру, в которой кто-то прячет за спину обе руки, зажав в одной из них
какой-нибудь предмет, затем выставляет их вперед, а другой должен угадать, в какой
руке находится предмет. Эта старая индийская игра, основанная на способности
угадывать, позволяет оценить вашу интуицию. Возьмите достаточно большой лист
бумаги и посередине начертите круг, в центре которого изобразите звезду. Слева и
справа от него нарисуйте четыре маленьких кружочка так, чтобы они не касались друг
друга. В конце каждого ряда кружков начертите квадрат. Напишите в одном из них 63
ваши инициалы, а в другом — инициалы ребенка. Положите в центр большого круга
камешек. Затем пусть ребенок зажмет в одной руке так, чтобы вы не видели, другой
камешек и предложит вам отгадать, в какой. Если вы определите правильно, то
можете передвинуть камешек, лежащий на столе, в сторону вашего квадрата. Если
ошиблись, то передвигаете его по направлению к квадрату ребенка. Игра
заканчивается, когда камешек доходит до чьего-либо квадрата. Затем можно начать
игру снова, поменявшись ролями.
Самодельный календарь
Если вы хотите выработать у своего ребенка такое качество, как организованность (а
это может продолжаться ох как долго, вплоть до зрелого возраста), удобнее всего
начать ваши попытки в дождливый день с изготовления стирающегося календаря.
Возьмите кусок картона. Полежите его горизонтально. Проведите линию, достаточно
отступив от верхнего края, где нужно указать год и месяц. Пусть малыш расчертит
картон так чтобы получилась сетка из шести квадратов по вертикали и семи по
горизонтали.
Подходящий размер
Если вы занимаетесь с довольно маленьким ребенком, возьмите картон
большего размера — школьники младших классов, конечно, предпочитают
рисовать картинки, а не делать записи.
Единственное, что ребенок должен написать непосредственно на картоне (кроме
самой сетки), — это названия дней недели, расположив их в первом ряду. Затем
оберните картон в полиэтилен.
Теперь, воспользовавшись смывающимся маркером, ребенок может записать месяц и
год, а затем, заглядывая в настоящий календарь, проставить в соответствующем
квадрате каждое число месяца.
После завершения работы вам с ребенком следует решить, что пометить в календаре
— предстоящие школьные мероприятия, посещение родственников, спортивные игры
и