|
Одно из самых распространенных заблуждений родителей - озабоченность прежде всего интеллектуальным или физическим развитием ребенка. Мы гордимся его успехами в школе, достижениями в олимпиадах или спортивных соревнованиях, тревожимся, если заболел или проиграл. Перед поступлением в школу учим читать, писать и считать. Но гораздо меньше внимания уделяем тому, что он чувствует, как переживает те или иные события. Вот только если страхи появились или совсем перестал улыбаться, обращаем внимание. Такой подход не самый конструктивный. Сфера чувств - важнейшая область человеческого развития. То, как человек умеет распознавать и обозначать свои эмоции, напрямую связано с тем, как он умеет с ними справляться, регулировать свое состояние. Не менее важна способность принимать свои чувства, не стыдиться их и выражать их. Благополучие в эмоциональном развитии сказывается в первую очередь на самооценке человека. По большому счету, самооценка - это в первую очередь эмоциональное отношение к себе: «Нравлюсь я себе или нет?*, а значит, верю в себя или не верю. А адекватность самооценки, а значит, в большой степени и уверенность в себе сказываются и на активности, и на способности ставить и достигать цели, и на умении дружить и занимать лидерские позиции. В то же время собственный эмоциональный комфорт и умение осознавать и контролировать собственные чувства - залог умения видеть и чутко реагировать на эмоции других. Так что, если мы хотим видеть своего ребенка действительно успешным, уверенным и счастливым человеком, следует быть внимательными и чуткими к его чувствам и переживаниям, принимая их, поддерживая позитивные и помогая справляться с негативными.
Ребенку 2 года. Нормально ли, если ребенок пляшет и поет по 1,5 часа в день, очень энергично бегает, прыгает? Не вредно ли это? Что делать в этом случае?
Для ребенка двух лет такое поведение абсолютно естественно. У него достаточно много энергии, которую ему просто необходимо выплескивать. Поэтому те действия, которые помогают ему выпустить свою активность: бег, прыжки, пение, пляски - не вредны, а даже полезны. Не стоит насильно сдерживать двигательную активность ребенка, это принесет лишь вред. Это все равно что сжимать пружину. Она, несмотря ни на что, «выстрелит», но, правда, не знаешь когда...
Что в этом случае можно посоветовать родителям? Прежде всего, необходимо направлять и организовывать активность ребенка, чтобы она не была бесцельной. Например, если ваш ребенок поет или пляшет, то можно включить музыку и придумать, что он великий певец, который готовится к предстоящему празднику, выступлению, Можно вокруг посадить кукол и зверей, которые будут зрителями представления. При этом следите, чтобы музыка вначале была достаточно энергичной и активной, но постепенно становилась все более медленной и спокойной. Это позволит плавно и постепенно перейти к более спокойной деятельности или переключить внимание ребенка на что-либо другое.
Если ребенок активно бегает и прыгает, то в этом случае можно побегать и попрыгать вместе с ним. Спросите, от кого он убегает или, быть может, за кем гонится. Поинтересуйтесь у него, куда и откуда он бежит, где он хочет оказаться. Отвечая на эти простые вопросы, которые, по сути, органично вплетаются в игру, малыш учится осмысливать свою деятельность.
В любом случае при проявлении безудержной двигательной активности обязательно спрашивайте ребенка, что в данный момент он делает, в какую игру он играет. Это важный момент, так как вы в этом случае можете включиться в игру, расширить ее границы, структурировать ее, предложив ребенку варианты, изменения, дополнения, ввода дополнительных правил. Главное, чтобы они органично вплетались в игру. При этом не настаивайте на своем варианте, хорошо уже то, что ребенок узнал о других возможностях, и может быть, в следующий раз он воспользуется именно вашим вариантом. Родители часто думают, что если ребенок никак не отреагировал на их предложение, то он его просто не услышал. Но это не так. Ребенку, может быть, именно сейчас необходимо заниматься тем, что он делает. Возможно, ему просто трудно переключиться, он вас слышит, но в данный момент не хочет играть по вашим правилам.
Зная, что энергия вашего ребенка требует выхода, вы можете заранее предлагать ему возможные варианты выплеска своей активности. Например, хороший вариант, полезный для здоровья ребенка, это занятие спортом или танцами. Любые физические упражнения помогают привести в равновесие процессы возбуждения и торможения у ребенка,
Как можно больше гуляйте с ребенком на улице, особенно на детских площадках, где много различных горок, лазеек, турников, полос препятствий. Зимой можно лепить снеговиков, кидаться снежками, кататься с горки на санках,
Дома ребенок также может испытывать потребность в резких активных движениях, поэтому дайте ему задание, где бы он мог приложить свои силы. Например, дайте вашему ребенку пылесос, и пусть он пылесосит свою комнату. Пусть помогает полоскать вам белье в ванной или вытряхивать покрывала.
Самое главное, чтобы ваши требования соответствовали возможностям ребенка. Если вы хотите от двухлетнего малыша полного повиновения и дисциплины, соблюдения порядка, способности долгое время заниматься одним и тем же делом, вы явно переоцениваете его возможности. То, что у ребенка так много энергии и активности, это его особенность, которую необходимо учитывать и принимать. В этом возрасте полностью контролировать себя и управлять своим поведением ему пока трудно, поэтому принимайте его таким, какой он есть, и не требуйте слишком многого.
Не надо ли сдерживать бурные положительные эмоции ребенка? Девочке 7,5 года. Сильно всему радуется.
Все люди по-разному переживают радостные события. Для кого-то впечатления должны быть очень сильными, яркими, кому-то достаточно просто встретить знакомого человека, и это вызовет бурю положительных эмоций. Для маленьких детей каждое новое событие, явление становится очень важным. Проживая их, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, познает окружающий мир. Каждый малыш по мере своего взросления усваивает новый опыт, в том числе и эмоциональный. Он учится распознавать эмоции и чувства других людей, разбирается в своих переживаниях. Возраст полутора лет характеризуется очень активным развитием эмоциональной сферы, и не всегда ребенок легко может понять, что же происходит, и тем более контролировать свои переживания.
К полутора годам малыши уже представляют, что смех, улыбка, оживление - это проявления хорошего настроения. И если ребенок переживает большинство ситуаций как положительные, то не стоит ограничивать его в этом, а можно скорее порадоваться вместе с ним.
Если же эмоциональные проявления становятся утрированными или безудержными, то родители могут подать малышу пример того, как люди переживают разные эмоции. Маленький ребенок еще не до конца различает их, и очень важно расширять представления малыша о чувствах, переживаниях и способах реагирования в различных ситуациях. Родителям важно помнить о том, что моделью для малыша являются прежде всего они сами.
Когда ребенок станет постарше, очень полезно обсуждать с ним поведение различных персонажей мультфильмов, детских передач, сказочных героев, просто действий и переживаний близких людей.
Как справляться с детской ранимостью?
Ранимость или повышенная чувствительность к внешним воздействиям может возникнуть в раннем детстве и со временем перейти в свойство личности. Даже среди взрослых мы можем встретить особенно впечатлительных, эмоциональных людей, у которых незначи^ тельные события могут вызывать целую гамму переживаний. Чувствительность связана как с особенностями нервной системы человека, так и с его воспитанием.
Чувствительному (ранимому) ребенку сложно контролировать свои эмоции. Он обостренно воспринимает окружающий мир. Реакции других людей, новые ситуации вызывают у таких детей большое напряжение. Чувствительного ребенка гораздо легче обидеть, задеть. Но в то же время чувствительных людей часто отличает способность видеть мелкие детали ситуации, тонкие нюансы, которые могут остаться незамеченными для других. Такие личностные особенности могут служить основой тактичности, корректности поведения в будущем.
На таких детей нельзя давить, не стоит авторитарно заставлять их что-то делать. Им необходимо оказывать большую поддержку, особенно в тех случаях, когда ребенку сложно справиться с задачей, пережить какой-то эпизод в отношениях с другими людьми. Важно побуждать ребенка говорить о своих чувствах, страхах, опасениях и помогать ему с ними справляться. Если ребенок маленький, можно попросить его нарисовать рисунок, отражающий его переживания, рассказать историю и вместе обсудить чувства героя. Для подростков важнее анализ конкретной ситуации, обсуждение чувств всех участников, объяснение того, что задевшее подростка слово или действие другого далеко не всегда направлено в его адрес и предназначено для того, чтобы его обидеть. Например, можно предложить перечислить все возможные «смыслы», которые стоят затем или иным действием. «Ты расстроен, что друг проигнорировал твои слова и не принял твое предложение. Как ты думаешь, почему он мог так поступить?» Далее стоит набрать банк возможных причин того или иного поведения. И наверняка помимо «он сделал это намеренно, потому что мое мнение ему неинтересно» появятся другие варианты, предположим:
• «Просто не расслышал»;
• «Был занят своими мыслями, совсем не обо мне»;
• «Сам придумал интересное решение и хотел рассказать мне первый»;
• «У него болит голова, и он занят только этой проблемой»;
• «Я недостаточно четко и ясно объяснил свою позицию».
Такая простая демонстрация вариативности причин поведения других людей может помочь подростку увидеть ситуацию с другой стороны, понять, что далеко не всегда то, что воспринимается им как обида, действительно имело целью задеть его.
Необходимо помогать ребенку перерабатывать опыт и находить приемлемые варианты поведения в сложных ситуациях в будущем. Дайте ребенку понять, что его переживания нормальны, вы их понимаете и принимаете, но с ними можно и нужно научиться справляться. Старайтесь вместе искать рациональные решения конфликтных и других значимых ситуаций.
Чувствительные дети могут с трудом воспринимать критику, и поэтому, если вы хотите «поругать» чадо за что-либо, вам необходимо формулировать свои требования в наиболее мягкой форме и предъявлять их спокойным голосом. Важно указать, что именно вы требуете от ребенка, не критиковать его личностные особенности и вместе искать иные способы поведения.
Дочка учится в 11-м классе. Слишком близко к сердцу принимает незначительные проблемы. Например, плачет из-зо оценок, «тройка» - это трагедия. Чем ей помочь?
Подростковая чувствительность - довольно распространенное явление. Обусловлены такие особенности могут быть разными причинами. Чувствительность к целому ряду явлений и событий, которые могут быть не замечены другими, отличает людей с меланхолическим темпераментом. Темперамент связан с особенностями нервной системы человека, и менять его трудно, да и не полезно, но важно учитывать при выборе профессии. Люди, обладающие повышенной чувствительностью, обычно отличаются чуткостью, тактом, вниманием. Но им трудно переносить длительное напряжение, многочисленные контакты. Помочь в адаптации к реальности, где бывают и жесткие, и стрессовые ситуации, может развитие навыков регуляции своего эмоционального состояния, умения расслабляться, поиска рациональных вариантов разрешения ситуаций.
В то же время чрезмерная чувствительность может быть обусловлена личностными особенностями, прежде всего степенью уверенности в себе. Неуверенный в себе человек не имеет внутренней опоры, он испытывает дискомфорт и напряжение и вынужден все время ждать подкрепления своего мнения о себе. Он становится крайне чувствительным к оценкам других людей, их мнению о себе, а не получая одобрения, признания своих заслуг, снова переживает. В этом случае речь идет о повышении самооценки и развитии уверенности. В подростковом и юношеском возрасте способствовать этому могут реальные достижения, опыт которых будет закрепляться и поддерживать внутреннюю уверенность, а также мнения и оценки со стороны значимых людей - педагогов, друзей. К сожалению, только родительской любви и заботы подростку уже недостаточно.
И наконец, еще одной причиной чрезмерных переживаний из-за оценок в подростковом возрасте может стать разрыв между уровнем притязаний - значимостью и серьезностью тех целей, которые ставит перед собой подросток, - и реальными ресурсами. Возможно, стоит пересмотреть ожидаемые достижения, соотнести их с реальными способностями в той или иной области и ставить более реалистичные цели. Ведь принятие себя и самоуважение совсем не обязательно предполагают успешность абсолютно во всем. Человек может понимать, что есть области, в которых он не является лидером и победителем, но зато он хорошо справляется с задачами другого рода. А человек, способный принимать себя таким, какой он есть, гораздо более уверен в себе.
Моей дочке скоро 15 лет, Она хорошо учится, ласкова, спокойная, Но беспокоит, что девочка очень переживает из-за ответов на уроках. А перед контрольными вообще не спит ночи. Любая новая ситуация для нее проблема и повод для беспокойства. А ведь ей еще столько экзаменов в жизни сдавать, неужели каждый раз предстоит испытывать такие тревоги?
Описанная ситуация нередко встречается в рассказах родителей, учителей или самих подростков. Причины ее могут быть следующими.
Первая - недостаточно развитая уверенность в себе. Это качество совершенно необходимо для успешного общения, достижения результата в любом деле. К сожалению, недостаток уверенности может привести к тому, что даже талантливые, умные и трудолюбивые люди оказываются неспособными реализовать свой потенциал, проявить себя в полной мере.
В разные возрастные периоды на развитие уверенности оказывают влияние различные стороны жизни ребенка и отношение к нему окружающих. Для дошкольников, младших школьников уверенность в первую очередь связана с отношением окружающих взрослых, прежде всего родителей, воспитателей, учителей. Однако постепенно все большее значение приобретают реальные достижения, результаты, успехи или неудачи, а также оценки и мнения сверстников. В подростковом возрасте, а именно о нем говорит автор вопроса, просто поддержки родителей и даже учителей для повышения уверенности явно недостаточно. Необходим опыт удач и преодоления сложных ситуаций: «Я смог», «У меня получилось*. И вторая важная сторона - уважение, признание в среде сверстников, мнение и оценки которых чрезвычайно важны для подростков. В реальной жизни не всегда есть возможность получить это признание и уважение - в этом случае ребенку поможет специальная групповая работа в рамках тренинга развития уверенности.
Другая возможная причина - особенности нервной системы и плохо развитые навыки управления своим эмоциональным состоянием. Тогда стоит подумать о том, чтобы научиться упражнениям на расслабление и концентрацию, умению контролировать свое состояние.
И наконец, третья вероятная причина излишних волнений подростка (да и взрослого человека) - излишняя мотивация, желание добиться успеха и справиться с делом, заданием наилучшим способом, Такое явление называется «перфекционизм» - стремление к совершенству, Как ни парадоксально это звучит, перфекционизм зачастую становится причиной неудач, отказов от деятельности и препятствует эффективной реализации человека, В таком случае стоит учиться ставить цели и планировать их достижение рационально и разумно, не жалея себя, но и не завышая планку.
В любом случае поддержка излишне тревожного подростка или ребенка должна состоять в демонстрации ему других моделей поведения: спокойного, рационального отношения к различным исходам вызывающих волнение событий, возможно, с юмором, возможно, с поиском позитивных сторон, которые можно найти в любой, даже самой трагичной ситуации. «Если ты не справишься с контрольной, тебе придется позаниматься еще, и ты в конце концов будешь знать этот материал лучше всех»; «Что случится, если ты не справишься с заданием? Жизнь закончится? С тобой никто не будет дружить? Эта контрольная - цель твоей жизни?»; «Нет ничего полезнее опыта преодоленных трудностей. Завтра, может, ничего и не получится, но зато как здорово будет послезавтра, когда ты справишься».
Я вижу, что мой ребенок стеснительный. Как ему можно помочь?
Стеснительность как свойство личности действительно выступает как барьер, влияющий на особенности общения ребенка с другими людьми, его учебу, успешность в любых делах, требующих «предъявления» себя, отстаивания своей позиции, несущих элемент конкуренции.
Стеснительность может проявляться в различных ситуациях: когда ребенок хочет познакомиться с кем-либо, отвечает у доски, когда взрослые (родственники, знакомые:/ просят его что-то рассказать, например, о себе.
Стеснительность - это целый комплекс эмоциональных переживаний, который может выражаться как на уровне вегетативных реакций (покраснение, бледность, дрожь), так и в поведении - ребенок не может произнести ни слова, замыкается в себе, отказывается принимать участие в игре, конкурсе, соревновании.
Стеснительность напрямую связана с неуверенностью ребенка в себе и, как следствие, с боязнью показаться смешным, нелепым, с опасением получить негативную оценку себя, своих действий от окружающих - сверстников, учителей, незнакомых людей. Важно иметь представление о том, какие ситуации вызывают у вашего ребенка особое напряжение, когда он стесняется, и что он чувствует при этом. Эту информацию вы можете получить, наблюдая за поведением ребенка, а также поговорив с ним об этом.
Неуверенность в себе имеет непосредственное отношение к адекватности самооценки. Если ребенок не верит в собственные силы, постоянно переживает, что у него что-то не получится, недоволен собой, своим внешним видом, своими достижениями, то это явные сигналы того, что необходимо помочь ему поверить в себя. На такого ребенка не стоит давить. Необходимо мягко и постепенно помогать ему найти в себе положительные стороны, почувствовать свою значимость. Для младших детей важную роль играет оценка окружающими результатов их деятельности, успехов и просто личных качеств - красоты, аккуратности, хорошего голоса или грациозности, математических способностей и остроумия. У каждого ребенка есть множество черт, которые можно оценить и отметить. По мере взросления более важным фактором, влияющим на уверенность, становятся собственные достижения и успехи. Чем больше областей, в которых ребенок может быть успешным и видеть реальные результаты, тем больше шансов, что он не будет робким и стеснительным, - ведь у него есть опыт успехов и достижений.
Одновременно преодолевать стеснительность можно с помощью тренировки, формируя такие ситуации, где ребенок может попробовать себя, свои силы. Здесь необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному», то есть вначале давать задания, с которыми ребенок точно сможет справиться. Например, когда вы вместе находитесь в магазине, попросите ребенка что-нибудь самостоятельно купить; когда у вас гости - попросите его накрыть на стол; когда вы гуляете там, где есть другие дети, - помогите ему с ними познакомиться. Пусть ребенок почувствует, что он может самостоятельно делать многие вещи и что при этом не происходит ничего страшного. Важно поддерживать ребенка, чаще его хвалить, указывать ему на то, с чем он справился сам, и поощрять его самостоятельность в этом направлении. Необходимо, чтобы у ребенка накопился позитивный опыт поведения в различных ситуациях. Если же случаются какие-то промахи, то не следует акцентировать на них внимание ребенка. Нужно помочь ему справиться со своими эмоциями по этому поводу и вместе найти конструктивные способы поведения, которые можно будет использовать в следующий раз.
Что делать, если ребенок (мальчик, 7лет) холерик?
Темперамент включает те индивидуальные особенности человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную стороны его поведения. Свойства темперамента являются преимущественно врожденными, они становятся заметными уже с первых месяцев жизни малыша и почти не меняются в последующие возрастные периоды. У взрослых людей особенности темперамента сглаживаются, человек научается управлять своим поведением, контролировать выражение чувств и двигательную активность. У детей же черты темперамента могут быть выражены особенно ярко и отчетливо. Как относиться к проявлению темперамента ребенка? Лучше всего не пытаться его переделывать, а изучать и принимать таким, как есть.
Дети-холерики отличаются тем, что они очень активны, подвижны и общительны. Они неутомимы и практически не могут усидеть на месте. Их настроение и переживания переменчивы: только что ребенок-холерик был радостен, а через секунду он уже раздражен и чем-то расстроен. Еще минуту назад он мог сидеть печальным в стороне, и вот он уже активен и опять в гуще событий. Такого ребенка отличает возбудимость, поэтому его поведение может характеризоваться общей активностью, импульсивностью. Он прежде всего ориентирован на внешнюю среду и ищет дополнительные стимулы для приложения своей энергии. Дети-холерики весьма общительны, быстро вступают в контакт и со взрослыми, и с детьми. Холерик чаще всего оптимистично настроен, однако может быть раздражителен, агрессивен, обидчив - особенно если его не понимают, не идут ему навстречу
Конечно, все эти особенности накладывают отпечаток на протекание игр и школьных занятий у ребенка-холерика. Такие дети спокойно переносят шум и зачастую сами его создают. Им требуется немного своего пространства (в отличие, например, от меланхоликов и флегматиков). Они постоянно находятся в движении и всегда оказываются в гуще любых событий. Холерикам, как, впрочем, и меланхоликам, свойственны внезапные капризы, проявления агрессии, слезы без всякой причины. В эти минуты ребенка можно переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо или просто успокоить. Будет замечательно, если вы научитесь предугадывать, когда ребенок может на что-то разозлиться или расплакаться, и начнете воздействовать заранее. Если вы заметили, что у ребенка плохое настроение, постарайтесь во избежание возникновения конфликтов создать более дружелюбную атмосферу. Если ребенок явно перевозбудился, попробуйте отвести его в сторону, в спокойное место, погладить, может быть, сделать массаж.
Непременное условие того, что ребенок-холерик научится регулировать собственные эмоции, - ваш пример, ваше умение сдерживать проявление собственных бурных эмоциональных реакций. Порой некоторые родители могут накричать на ребенка или сказать ему что-то в грубой форме - такие реакции ребенок запоминает и будет в скором времени демонстрировать в общении как со сверстниками, так и с самими родителями. Поэтому, находясь в возмущении от какой-либо выходки вашего чада, постарайтесь на минуточку остановиться и подумать, как вам действовать в данный момент, что сказать, чтобы ребенок услышал ваши слова.
Также постарайтесь учитывать в своих действиях темп холериков: они очень быстрые и поэтому не могут долго ждать. Если вы, готовясь к прогулке, будете долго одеваться, отвлекаться на разговоры с кем-то, ребенок может либо совсем потерять интерес к прогулке, либо проявить агрессию. Не забывайте и о темпе речи: в «трудные» минуты постарайтесь быть спокойнее, говорить ровно и размеренно,
Сочувствие и сострадание - хорошо это для подростка или плохо?
Повышенное сочувствие и сопереживание - типичное состояние в подростковом возрасте. Чрезмерная чувствительность, эмоциональная включенность в переживания других людей связаны с тем, что сам ребенок имеет еще очень небольшой опыт проживания жизненных ситуаций, нахождения выхода из сложных житейских коллизий. Любые новые ситуации и события, даже если они происходят с другими, воспринимаются подростком с большим интересом и вниманием, Услышав ту или иную историю о происшедшем с другим человеком, подросток невольно задается вопросом: «А как бы я поступил в такой ситуации? А что бы чувствовал я?»
Опасность существует в том, что иногда истории других так захватывают своей необычностью, что подросток теряет способность адекватно вырабатывать самостоятельное отношение к ситуации. Эмоции овладевают им и заменяют его собственные чувства и опыт. Он становится заложником чужих историй, чужих судеб, чужого опыта. И порою переживания сочувствующего бывают более эмоционально окрашены, чем чувства непосредственного участника.
Отмечается и другая крайность, когда подросток не видит того, что происходит с другими людьми. О таких людях говорят, как о черствых и безразличных. Но в подростковом возрасте это часто лишь защитная реакция. И если в первом случае можно говорить об узком и однообразном круге общения, нехватке опыта или наличии только благоприятного опыта, когда все люди воспринимаются как источник поощрения, то во втором случае ситуация иная. Подросток скорее чрезмерно осторожен, он испытывает недоверие к окружающим и ожидает критичного, оценочного отношения к себе. В его опыте преобладают скоре неудачные, тревожащие его ситуации общения и взаимодействия с окружающими, которые и вызывают потребность «защищаться» или занимать позицию наблюдателя, не «включаясь» эмоционально.
В любом случае и чрезмерная замкнутость, и чрезмерная чувствительность - следствие нехватки опыта и узости круга общения. Взрослому в подобных ситуациях стоит не переживать за ребенка чрезмерно и не раздражаться на его «бесчувственность», а открыто обсуждать с ребенком его впечатления, выражая свои чувства и отношение к происходящему, демонстрируя рациональный, но не безразличный подход к делу. Ведь нередко мы сами создаем для ребенка модель реагирования на события. Наша чувствительность и тревога о том, что происходит вокруг нас, с близкими и значимыми для нас людьми, и то, как мы это выражаем, передается и нашим детям.
|
|