|
Появление малыша в семье - событие радостное, но невероятно ответственное и хлопотливое. Множество новых обязанностей, забот, тревог... Маленькое существо еще полностью зависит от окружающих его взрослых, но постоянно требует внимания. В начале жизни ребенка закладываются, вероятно, самые существенные и значимые стороны его будущей личности. По мере взросления у ребенка появляются новые возможности реагирования, иногда противостояния тем влияниям, которые он испытывает. С развитием интеллекта и речи он сможет уточнить что-то неясное, возразить тому, с чем не согласен, критически оценить то или иное предложение или идею. Пока же он только впитывает то, что видит, ощущает, чувствует. Заложенный в первые годы фундамент эмоционального отношения к миру, окружающим, самому себе становится основой дальнейшего развития. И откорректировать или изменить что-то происшедшее в раннем детстве на порядки сложнее в будущем. Так что лучше набраться терпения, сил и мудрости и помочь себе и малышу.
Какие игры надо покупать ребенку до года?
Игрушка для ребенка первого года жизни - это не забава, а источник получения новой информации. За первый год жизни малыш проделывает колоссальный скачок в развитии. У него развиваются все виды чувствительности, координация движений и начальные элементы мышления. Малышам нужны игрушки, которые способствуют развитию зрения, слуха, осязания, движений рук, координированных движений руки и глаза. Игрушка должна быть удобна для ребенка. Но вместе с тем понятие ее функционального комфорта относительно. Если игрушки имеют спокойный цвет (розовый или нежно-голубой), малыш быстро привыкает к ним и перестает замечать. Кроме того, малыш еще не настолько хорошо различает цвета, чтобы воспринимать такие «неопределенные» цвета, как голубой и розовый. Игрушки должны побуждать ребенка к исследовательской активности, чтобы его рука тянулась к ним вслед за взором. Для каждого периода раннего детства предназначены свои игрушки, однако по своим функциональным возможностям они должны несколько опережать уже достигнутый уровень развития малыша.
В первую очередь в игрушках должны присутствовать красный, желтый, оранжевый и зеленый цвета. Уже на 1-2-м месяцах жизни над кроваткой ребенка необходимо вешать гирлянду из погремушек, мобили. Расположение элементов на гирлянде, учитывая особенности развития зрительной чувствительности новорожденного, должно быть следующим. В середине - красные, потом оранжевые, желтые, зеленые и с краю синие. Для детей от 3 до 7-8 месяцев жизни наиболее важны дидактические игрушки, направленные на развитие основных видов чувствительности, а также на постепенное формирование произвольности действий малыша, Игрушки должны быть яркими, простыми по форме и желательно такими, чтобы сам ребенок мог в них что-то изменить. Хорошо, если с их помощью малыш сможет издавать какой-нибудь звук. Игрушки могут быть разными по рельефу (например, пластмассовый ежик полезен для формирования кожной чувствительности). Это могут быть всевозможные подвески с разноцветными кольцами, шариками, палочками, ежиками на шнурах. Изменяя положение шариков, взрослый может активно привлекать к ним внимание ребенка. К середине первого года ребенок, случайно захвативший кольцо на такой гирлянде, начинает им манипулировать и тем самым раскачивать висящие сверху шарики, которые, в свою очередь, создают перестук. Ребенок видит результат действия своей руки, повторно добивается вызываемого эффекта. Тем сам развивается координация действий глаза, руки и уха. Данные игрушки направлены на то, чтобы ребенок научился управлять своим взором, следя за движущимися объектами. И даже если малыш еще не научился пользоваться руками, ему просто нравится смотреть на ярко окрашенные предметы, подвешенные над кроваткой.
В качестве варианта детские психологи предлагают над кроваткой уже 5-6-месячного ребенка прикреплять специально разработанные бусы-подвески. При перемещении бусины по шнуру вначале взрослым, а затем и самим ребенком меняется пространственная и цветовая композиция. Важно, чтобы мелкие детали свободно проходили через более крупные, и сначала взрослый, а потом и ребенок мог перемешать их. Также можно использовать подвеску с зеркалом. Ребенок видит в зеркале свое отражение, общается с самим собой, еще не зная, что это он, и видит другие детали пространства.
После 5-6 месяцев ребенку нравится держать предметы в руке, греметь ими, жевать их. Особенно хороши пластиковые игрушки (например, маленькие кольца, надетые на большое кольцо), потому что с них не сходит краска и их не прокусишь, как целлулоидные игрушки.
Подведем итог. До 8-месячного возраста для малыша хороши различные звонковые игры, погремушки, подвесные игрушки (например, мобили, «грохотушки»), что-то для кусания, игрушки, которые можно качать, с кнопочками для нажимания, вытягивания, кручения. Погремушки и игрушки с колокольчиком помогают расширить ориентировку малыша в звуках, тем более когда он сам будет издавать эти звуки и сможет «поэкспериментировать». Игрушки должны быть легким и, яркими и, конечно, более крупными, чем рот ребенка. Малышу 9-12-месячного возраста уже можно покупать книги с большими яркими картинками без мелких деталей.
Ребенок после 1 года капризничает, рыдает, когда не хочет что-то делать. Как на это реагировать?
В каждой семье существуют свои правила, норма и запреты. Любой родитель хочет видеть своего ребенка послушным. Как правило, капризы и отказ что-либо делать являются реакцией малыша на запрет родителей или на их настоятельную просьбу. Такое поведение ребенка в первую очередь свидетельствует о том, что ему действительно не нравится предложенное дело, и он сигнализирует об этом родителям. И ее-ли вы заметили недовольство малыша, вам необходимо решить: так л и необходимо требование, предъявляемое ребенку? Если это не очень важно, возможно, от требований стоит отказаться. В том случае, если выполнение требования действительно необходимо, важно сначала объяснить ребенку, почему и зачем вы этого хотите.
Второе важное действие состоит в том, чтобы внешне не реагировать на поведение ребенка, которое на самом деле вас раздражает и огорчает. Вы должны дать ему понять: капризами и плачем он мало чего добьется и не сможет вами манипулировать.
Зачастую капризы и истерики происходят тогда, когда ребенок чувствует недостаток внимания к себе. А поскольку у малышей нет еще достаточного опыта того, как привлечь внимание родителей с помощью позитивных действий, он использует те приемы, которые нам так не нравятся. Согласитесь: как правило, родители гораздо активнее реагируют на «неправильное» поведение своего ребенка, и в результате малыш понимает: «Если я сделаю что-нибудь эдакое, мама обязательно обратит на меня внимание!»
Третий важный момент заключается в том, что родителям необходимо реагировать на отказ ребенка спокойно, без угроз и ужесточения требований. В противном случае это может привести к тому, что ребенок еще активнее будет выражать свое недовольство и наверняка еще больше обидится на родителей.
Затем необходимо на некоторое время переключить внимание малыша на что-то важное и интересное для него, и лишь после того, как он успокоится, вернуться к обсуждению проблемы или требования, ставшего причиной конфликта.
С какого возраста необходимо приучать ребенка к горшку?
Когда же нужно отучать ребенка от памперсов? Этот вопрос очень часто беспокоит родителей. Конечно, это дело не одного дня. Сразу надо сказать: не существует четкого срока, с которого ребенка точно надо учить ходить на горшок. Все зависит от индивидуального темпа развития. Удерживать продукты своей жизнедеятельности ребенок научается в среднем к полутора годам. Некоторые родители начинают приучать малыша к горшку в 9-10 месяцев, когда он уже умеет сидеть. Если ребенок по-прежнему стойко предпочитает ходить в штаны - надо сделать перерыв, в противном случае, по мнению врачей-педиатров, у него могут появиться «боязнь» горшка и функциональные запоры.
В течение первого года жизни в рацион ребенка постепенно вводится густая пища (каши, пюре), частота стула в среднем составляет 2-3 раза в день. Если родитель видит, что ребенок собирается покакать, можно высадить его на горшок для экономии подгузников. Но надо понимать, что это еще не является приучением ребенка к горшку. Привычка вырабатывается примерно к 9-12 месяцам. Если вы заметили, что малыш уже может тужиться и управлять своим сфинктером, - это сигнал родителям, что он уже созрел для горшка.
Высаживать ребенка на горшок больше чем на десять минут не следует. Иначе в худшем случае, по мнению педиатров, у ребенка может случиться выпадение прямой кишки. Не разрешайте ребенку засиживаться на горшке, тем более не давайте ему в это время игрушек, иначе у малыша могут смешаться понятия горшка и места для игры. Не стойте над ним все время, чтобы горшок не превратился в способ привлечения внимания родителей. Тем более не стоит читать книжки и рассказывать в этот ответственный момент сказки. Вскоре ребенок сам поймет, зачем его высаживают на горшок и что на нем делать.
Все мы помним, что у нас в детстве горшок был металлический и холодный. Сейчас в магазинах можно обнаружить огромное количество разнообразных горшков в форме динозавров, лошадок и других животных. Горшок, прежде всего, должен быть удобным и теплым, но без излишеств. На нем могут быть ручки, чтобы ребенок опирался на них и мог тужиться. Некоторые родители сразу хотят приучить ребенка к унитазу, купив ему маленькое сиденье. Однако для опорожнения кишечника важно, чтобы ребенок пятками стоял на полу. Поэтому с унитазом лучше пока подождать. Многие родители для стимуляции издают имитирующие процесс хождения в туалет звуки. Это помогает ребенку определиться с назначением горшка и процедурой.
Можно покряхтеть с ним вместе, но не переусердствуйте, чтобы малышу не было просто интересно наблюдать за вами.
Способность хорошо контролировать хождение в туалет формируется к 4-5 годам. Поэтому ребенок еще время от времени может ходить в штаны. Не стоит ругать его за это, лучше хвалить его каждый раз, когда он все сделает правильно. Ваша похвала, а также стремление избежать дискомфорта после хождения в штаны будут стимулировать ребенка к переносу своих действий на горшок. Лучше, если в семье вопросами туалета будут заниматься оба родителя. Важно, чтобы стратегия поведения по этому вопросу была одинаковой у обоих родителей, а также у бабушек и дедушек.
Ребенку 1 год и 3 месяца. Начал бить взрослых по лицу, таскать за волосы, а потом сразу начинает жалеть, целовать. Что делать в этом случае?
У подобного поведения может быть несколько причин. Они различны по своей природе, но зачастую переплетаются, образуя целый клубок - и тогда бывает непросто разобраться, с чего все началось...
Малыш в возрасте одного-двух лет постоянно и активно исследует окружающий его мир. Родители, как самые близкие и доступные люди, в этом случая являются, с одной стороны, моделями, поведение которых копирует ребенок, а с другой стороны - объектом эксперимента: поступая так или иначе, малыш просто-напросто строит опыты с родительскими реакциями.
Иногда, даже не замечая этого, мы позволяем себе повысить голос на близких нам людей или даже шлепнуть ребенка за какую-то провинность. Такие действия имеют агрессивную окраску - даже если мы делаем это «не всерьез». Ребенок, наблюдая за взрослыми, активно впитывает весь опыт общения и, прежде всего, опыт взаимодействия родителей между собой. Таким образом, он постепенно усваивает те нормы общения, которые приняты в семье. И если родители реагируют на что-либо бурно или даже агрессивно, малыш копирует их поведение, а затем бросается утешать, так как сам пугается того, что он сделал. Отсюда и берется такое поведение: ударил - пожалел. Ведь у каждого маленького ребенка, как правило, образ родителей - положительный, и они с самого раннего возраста «знают», что «маму обижать нельзя», и если обидел, то «надо обязательно пожалеть».
Как мы уже сказали, другой причиной агрессивного, а затем извиняющегося поведения является потребность ребенка исследовать реакции других людей. В этот момент ребенок как бы задает себе вопрос: «А что будет, если я ударю маму или папу? А что, если схвачу за волосы? Можно ли так делать? Что мне за это будет?». Ребенок таким образом определяет для себя нормы поведения и границы дозволенного, которые приняты в семье. Задача взрослых в этом случае - очень точно дать понять своему ребенку, что можно делать, а что нельзя, что обижает, а что - всего лишь развлечение и вполне допустимо.
И в первом, и во втором случае взрослые должны сразу же выразить свое отношение к поведению малыша, но используя нейтральные фразы, а ни в коем случае не отвечая агрессией. Например: «Когда ты делаешь так, мне больно» или «Когда ты хватаешь меня за волосы, меня это очень обижает». Одновременно выскажите, какие действия вы хотели бы видеть: «Мне очень нравится, когда ты гладишь мои волосы» или «Когда мы с тобой обнимаемся, мне очень тепло и уютно».
Бывает, что агрессивные действия ребенка по отношению к родителям вызваны своеобразным «чувством мести». Дело в том, что в этом возрасте у ребенка активно формируется представление о людях, которые его окружают. Это представление, как правило, является двойственным: в какие-то моменты ребенок воспринимает родителей Как «хороших», а в какие-то - как «плохих». С одной стороны, родители - источник заботы, безопасности, внимания, но с другой -- они выставляют требования и ограничения: нужно спать днем, убирать игрушки, нельзя трогать эту вещь, сюда не надо ходить... В такие моменты мама - «плохая», она требовательна, она ограничивает свободу. Как следствие, ребенок «наказывает» родителей агрессивными действиями. Но поскольку он знает, что мама вообще-то добрая и любимая, он сразу же начинает извиняться, ласкаться. Важно спокойно относиться к таким проявлениям, не приписывая малышу ярлык «злой» или «агрессивный», но не забывать сообщать ему о неприемлемости такого поведения и о чувствах, которые оно у вас вызывает.
Нормально ли, что ребенок (ему еще не исполнился год) часто переключает внимание с одного предмета на другой?
Это абсолютно нормально. Ваш ребенок еще не способен подолгу сосредоточиваться, его внимание часто и быстро переключается с одного объекта на другой. Внимание в этом возрасте непроизвольное: малыш пока не умеет им управлять - скорее, внешняя среда управляет вниманием ребенка и организует его поведение. Поэтому малыша привлекает все яркое, громкое, быстрое, изменчивое, а если появляется другой, непохожий, более яркий, новый раздражитель (это может быть другая игрушка, взрослый, лай собаки за окном или звонок в дверь), ребенок быстро переключается на него.
Специалисты отмечают, что если к году произвольное внимание (внимание, которым человек может управлять и не отвлекаться на посторонние раздражители) для малышей не характерно, то к двум годам оно развито у 90% детей. Поэтому временной интервал от года до двух лет считается переходным периодом от непроизвольного внимания к произвольному, это время благоприятно для формирования и развития произвольного внимания.
Как происходит это развитие?
Сперва у ребенка формируется направленность, то есть умение выделять предмет из множества других и умение фокусироваться на нем пусть даже на несколько секунд.
Дальше - к году - у ребенка формируется избирательность внимания: умение выделять предмет по указанию взрослого. Например, когда мама просит ребенка найти бабушку, показать, где сидит заяц, найти нужную игрушку, взрослый указывает на предмет, а ребенок находит его и вычленяет из окружающего мира.
В возрасте года-полутора лет у ребенка начинает формироваться и развиваться устойчивость внимания - способность удерживать предмет в поле сознания на определенный срок. Причем время такой устойчивости может колебаться от долей секунды до нескольких часов. И если годовалый малыш может заниматься одной деятельностью в течение 12-15 секунд, то в полтора года это время возрастает в 10 раз, то есть до двух с половиной минут!
Что можно порекомендовать родителям для развития произвольного внимания у детей в период от года до двух лет?
• Наиболее устойчивое внимание ребенок проявляет в активной деятельности. Поэтому, уважаемые родители, предлагайте и организуйте вашему малышу возможность для проявления его активности и любознательности. Пусть ребенок занимается тем, что ему интересно. Это способствует развитию интеллекта - он будет лучше понимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Кроме того, ребенок реализует потребность в информации, в новых ощущениях, впечатлениях, удовлетворяет свою любознательность.
• Количество игрушек, которые вы предлагаете ребенку для игры, должно увеличиваться постепенно. Не нужно выкладывать перед малышом все игрушки, какие имеются в доме, - он будет хаотично перебирать их и в конечном счете не сможет остановить свой выбор на какой-то одной. Лучше ограничиться двумя-тремя и добавлять новую игрушку раз в неделю. Тогда ребенok лучше «познакомится» с теми игрушками, которые у него есть: узнать, каковы их особенности и возможности, как они устроены, что с ними можно делать, во что играть...
• Не давайте ребенку смотреть рекламу по телевизору. Дело в том, что реклама своей яркостью, контрастностью, быстрой и громкостью обращена к непроизвольному вниманию, поэтому и привлекает ребенка. Для развития произвольности показывайте ребенку старые советские мультфильмы. Их сюжет растянут, действия протекают медленно и плавно, просмотр требует концентрации, что способствует развитию устойчивости внимания.
• «Проговаривайте» те действия, которые совершает ребенок или вы делаете вместе с ним. Это удерживает внимание ребенка на данном действии и не дает ему отвлекаться на другие вещи. В дальнейшем, когда ребенок сможет самостоятельно говорить, пусть он сам комментирует то, что делает. Это повышает устойчивость и концентрацию, ведь речь контролирует внимание.
Ребенку 1 год 6 месяцев, он мало говорит. Что делать, как подвигнуть его к тому, чтобы говорил больше? Как развивать речь?
Период раннего детства (от самого рождения до 3 лет) является благоприятным и решающим для развития речи. Тот речевой багаж, который ребенок получил в этом возрасте, во многом будет определять его дальнейшее интеллектуальное развитие и становление личности. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, когда их малыш не говорит или говорит мало, в то время как его сверстники болтают без умолку. Нормально ли это?
Прежде всего, следует немного рассказать о возрастных особен-ностях речевого развития детей. Развитие речи ребенка в раннем детстве идет по двум основным линиям: с одной стороны, совершенствуется понимание речи взрослых, с другой формируется собственная активная речь. Что касается понимания, то специалисты считают, что уже после 6 месяцев ребенок начинает понимать речь и устанавливает связь между словом и предметом, словом и действием. Резкий скачок в развитии понимания происходит в период между годом и полутора годами. Поэтому обратите внимание на то, как ребенок реагирует на ваши слова: понимает ли он вас, когда вы просите его найти ту или иную игрушку, посмотреть на кого-либо, принести тот или иной предмет. Может ли он вместе с вами выполнить ваши указания, понимает ли объяснения, можете ли вы с ним договориться? После 2 лет ребенок должен уже в полном объеме понимать все слова взрослых, связанные с окружающими предметами.
Что касается произношения, то его уровень принято определять тем количеством слов, которые ребенок активно использует в своей речи в определенном возрасте. Специалисты считают, что в норме
• в год ребенок имеет в своем запасе 4 слова;
• в 1,5 года количество этих слов увеличивается до 20-30;
• в 2 года количество возрастает до 300 слов!
При этом в период от года до двух лет ребенок в основном использует однословные предложения: «Дай», «Пить», «Мама», «Бо-бо» и так далее.,. К двум годам он переходит на двухсловные предложения.
При определении задержки или недоразвития речи у ребенка необходимо, конечно, опираться на возрастные нормы и учитывать их, но в то же время важно обращать внимание на индивидуальные особенности развития. Дело в том, что в период раннего детства развитие идет резкими скачками: сегодня ребенок что-то не делает, а завтра вдруг начинает активно использовать новый навык в жизни. Например, еще вчера малыш лишь ползал, мог встать при поддержке взрослого и сделать всего несколько шагов. А сегодня он вдруг отпускает вашу руку и идет самостоятельно. Многое в этом возрасте ребенок начинает делать одномоментно, и взрослым бывает трудно уловить тот момент, когда он оказывается готов к реализации своих возможностей.
Незначительная задержка развития речи может наблюдаться и у абсолютно здорового малыша - это тоже норма. Известно, например, что девочки в среднем начинают ходить и говорить на 1-3 месяца раньше, чем мальчики. Поздноговорящие дети часто долго молчат, а потом вдруг начинают говорить за 1-2 недели и сразу целыми предложениями. Такой феномен чаще наблюдается у детей с высоким коэффициентом интеллектуального развития. Специалисты также отмечают, что значительную роль в освоении речи играет и наследственный фактор. Поинтересуйтесь у своих родителей, когда вы сами стали говорить. Считается, что, если поздно заговорил кто-то из родителей (или тем более оба), вероятность того, что относительно поздно заговорят их дети, существенно повышается.
Бить тревогу необходимо только в том случае, если ребенок к трем годам не говорит простыми предложениями и не понимает речи взрослого. В этом случае задержка или нарушение развития речи могут являться частью общей задержки развития, тесно связанной с особенностями биологического созревания нервной системы. Кроме того, это может быть вызвано поражением слуха ребенка. В этом случае необходимо проконсультироваться у специалиста: отоларинголога, невропатолога, психолога, логопеда.
Известно, что любое нарушение легче предотвратить, чем исправить. Что же можно посоветовать родителям малыша для того, чтобы стимулировать и развивать его речь?
Первое. Разговаривайте со своим ребенком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи. Это связано с тем, что они просто не слышат нормальной человеческой речи. И если все вокруг молчат, ребенок может не воспринимать речевое общение как необходимость, как то, что поможет ему расширить круг активного взаимодействия с окружающим миром. Маленькие дети учатся, наблюдая за взрослыми и копируя их поведение.
Второе. Четко и ясно проговаривайте свои слова. Ребенок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому, если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребенок. При этом вы можете прекрасно понимать тот «тарабарский» язык, на котором говорит ребенок, и спокойно общаться с ним, но в ситуации, когда вас не будет рядом, ребенок не сможет общаться с другими людьми - они его просто не поймут. А непонимание обычно вызывает у ребенка бурную негативную реакцию и отказ от дальнейшего взаимодействия. Поэтому следите за своей речью и исправляйте ребенка, если он неверно произносит слова,
Третье. При общении с ребенком вызывайте его на «разговор» и отвечайте на любые попытки речевого поведения с его стороны. Стимулируйте у него звукоподражание; «Как говорит киска? Как говорит собака? Как мычит корова? Как разговаривает утка? Как гудит самолет?» Обязательно помогайте ребенку и вместе с ним отвечайте на вопрос. Активная и многообразная звукоподражательная деятельность помогает детям в дальнейшем освоить членораздельную речь.
Четвертое. Развивайте мелкую моторику. Центр речи и центр мелкой моторики анатомически расположены рядом друг с другом, потому, развивая одну функцию, вы стимулируете развитие другой. Пусть ваш малыш лепит из пластилина и из теста, рисует, раскрашивает, учится завязывать узелки, застегивать пуговицы, перебирает мелкие предметы. Все эти занятия влияют на развитие тонких движений пальцев рук, а следовательно, помогают развитию речи.
Что должен уметь ребенок в 2 года?
Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте. Хотелось бы еще раз обратить внимание родителей на то, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем. Ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому не переживайте, если в данный момент времени ваш малыш что-то не умеет делать: пройдет время, и с вашей помощью он этому обязательно научится.
Итак, обратимся к тому, что же должен уметь делать ребенок в возрасте двух лет.
Область физического развития включает в себя оценку двигательных навыков. В этом возрасте прежде всего важны координация и согласованность движений. Чем лучше ребенок знает свое тело, то есть может контролировать его и управлять им, тем проще ему познавать окружающий мир и осваивать новые, неизвестные для него ранее виды деятельности.
Координация движений определяется развитием большой и мелкой моторики.
Большая моторика - это все те движения, которые связаны с передвижением тела в пространстве (например, ходьба, бег). К двум годам малыш:
• умеет бегать;
• умеет подниматься и спускаться по лестнице, касаясь каждой ступеньки одной ногой;
• умеет прыгать (подпрыгивать вверх, прыгать через обруч или лежащее на земле препятствие, прыгать на одной ноге);
• может маршировать;
• может ударить по мячу ногой;
• может ходить задом наперед;
• способен сохранять равновесие на перекладине.
Мелкая моторика - это точные и плавные движения рук, а также юс координация со зрением (например, когда необходимо взять из ряда лежащих игрушек именно ту, которую хочется). К этому возрасту ребенок должен уметь:
• рисовать вертикальную линию;
• строить башню или дом из 4-6 кубиков;
• резать бумагу, держа ножницы одной рукой.
Кроме того, хотелось бы отметить, что уже в этом возрасте у малыша начинает развиваться право- илилеворукость. В повседневной жизни это можно увидеть по тому, какой рукой ребенок предпочитает выполнять интересные для него задания. Но пока это только тренировка рук, и сказать окончательно, кем является ваш ребенок - левшой, правшой или амбидекстром (тем, кто в равной мере владеет двумя руками), можно будет только к 5 годам. Основная задача на данном этапе - продолжать предоставлять ребенку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что, как мы уже говорили, отвечая на предыдущий вопрос, в данном возрасте существует прямая взаимосвязь между развитием мелких движений рук и развитием речи. Ученые выяснили, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за мелкие движения наших рук, находятся в непосредственной близости к зонам, отвечающим за речевое развитие. То есть, развивая мелкую моторику ребенка, вы тем самым способствуете развитию его речи.
Область познавательного, или интеллектуального, развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). Оценить степень развития психических процессов у ребенка к двум годам можно по следующим критериям:
• малыш реагирует на музыку или ритм, качаясь и приседая в такт;
• выполняет простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия;
• повторяет части детских стишков или рассказывает их вместе с кем-нибудь из взрослых;
• стремится разобрать на части или разломать предмет, чтобы изучить его (проявление исследовательской позиции);
• знает 130-200 слов;
• объединяет слова в простые предложения и короткие фразы,
В этом возрасте речь является основным, ведущим психическим процессом, который в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Психологи называют период от 1,5 до 3 лет сенситивным, то есть чувствительным для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка. Речь развивается сразу в нескольких направлениях: осваиваются грамматические правила построения фраз, заканчивается овладение произношением звуков речи, развивается способность связно выражать мысли в речевой форме, совершенствуется понимание речи. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, дети которых молчат и не разговаривают. Какие же рекомендации можно дать взрослым, чтобы стимулировать и активизировать речь малыша?
Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте большое значение приобретают навыки самообслуживания. Итак, к двум годам ребенок должен уметь:
• проситься и ходить на горшок;
• заинтересованно относиться к процессу одевания - охотно принимать нужные позы (вытягивать ножку, когда надевают ботиночки, поднимать ручки во время надевания кофты и т. д.), даже пытаться самостоятельно одеться;
• мыть и вытирать руки;
• есть самостоятельно и уметь пить из чашки;
• уметь самостоятельно пользоваться вилкой, ложкой;
• чистить зубы с помощью взрослого;
• имитировать поведение взрослого (например, пытаться помочь родителям по дому, стремиться разговаривать по телефону).
Что должен уметь делать ребенок к 3 годам? Как в этом возрасте учить с ребенком буквы?
Три года - очень интересный возраст. В этот период ребенок не только растет, но и изменяется. Он становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения. В три года малыш уже имеет достаточно обширный круг знаний об окружающем мире - он познакомился с ним через собственную деятельность и общение, с помощью книг и мультфильмов. Это уже маленький человечек со своим характером, мнением и логикой, которая иногда поражает взрослых. В этом возрасте значительные качественные изменения происходят социальной и когнитивной (интеллектуальной) областях развития. Что касается физического развития ребенка, то здесь в основном тренируются и совершенствуются уже имеющиеся навыки и умения. LНеобходимо обратить внимание родителей на следующее: в этом расте развитие ребенка, как никогда, зависит от взрослых. Освоение новых форм деятельности и поведения во многом связано с теми возможностями, которые создаются в окружении ребенка.
Область познавательного, или интеллектуального, развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). Степень развития психических процессов стрем годам можно оценить по следующим признакам:
ребенок знает 1200-1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;
• усвоил основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использует местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (но последние редко);
• знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);
• знает 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный);
• знает такие понятия, как «один - много», «большой - маленький*;
• понимает предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»;
• может сложить по представленному образцу картинку из 3-5 частей;
• начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);
• отгадывает загадки;
• слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их;
• рисует, лепит, занимается аппликацией или конструированием, чаще всего с помощью взрослого.
Очевидно, что при таком количестве знаний и умений ребенка родителей все больше беспокоит, соответствует ли уровень развития их малыша возрастному идеалу. Все дети развиваются разными темпами, многое зависит от темперамента ребенка, оттого, сколько времени родители проводят с детьми, как общаются с ними. И неумение малыша сегодня выполнить какое-либо из вышеперечисленных заданий вовсе не означает, что он отстает в развитии.
Так как ребенок к трем годам уже должен говорить, то, очевидно, что он готов к тому, чтобы познакомиться с алфавитом. Это первый и достаточно важный шаг на пути освоения ребенком чтения, потому что от него во многом будет зависеть, понравится ребенку сам процесс чтения, или он будет воспринимать его как нудное и неинтересное занятие. Поэтому обучение буквам в данном возрасте должно быть для ребенка игрой, интересным захватывающим действием, что требует от взрослых проявления творчества и нестандартных решений. Если малыш не испытывает никого интереса к «букашкам», которые нарисованы в книгах, не стоит его заставлять. Подождите, значит, время для этого еще не пришло.
А если интерес к буквам у малыша присутствует - как удовлетворить его и изучить алфавит?
Один из наиболее распространенных и работающих методов: из разноцветного картона вырезаются большие красочные буквы и приклеиваются в квартире на те предметы, с которых они начинаются.
Например, на окно клеится буква «О», на диван - «Д» и так далее. Важно, чтобы они были видны ребенку, чтобы взрослые указывали на эти буквы, когда произносят эти слова.
Ребенка во многом привлекает совместная деятельность со взрослым, и поэтому можно придумать сказку, в которой каждый день будут возникать новые персонажи - буквы алфавита. Начинать необходимо с гласных, так как потом, при изучении согласных звуков, можно будет плавно перейти к слогам. Для начала можно с ребенком придумать и сделать, нарисовать или обозначить, например, на стене или в альбоме дом, где будут жить персонажи. Из подручных материалов (бумага, проволока, пластилин, пенопласт, ткань, пуговицы - всего того, что можно найти дома) вместе с ребенком вы создаете персонаж, например, букву «А», и по ходу работы рассказываете сказку: что это за буква, какой у нее характер, что с ней произошло... Обязательно необходимо показать ребенку, как пишется эта буква, чтобы он лучше ее запомнил. Можно предложить ребенку сделать «фотографию» этой буквы, то есть обвести ее на листе бумаги, или написать букву пунктиром, чтобы ребенок ее обвел. Пусть на прогулке малыш найдет персонажей вашей сказки на рекламной вывеске или в названии магазина.
Подобных способов можно описать много - здесь все зависит от количества усилий, которые вы, как родители, готовы приложить, а также от вашего творческого подхода и фантазии.
Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте продолжают развиваться и совершенствоваться навыки самообслуживания, но большое значение приобретают и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, в первую очередь со сверстниками.
Что касается навыков самообслуживания, к трем годам ребенок должен уметь:
• есть самостоятельно, соблюдая при этом гигиенические навыки и правила поведения;
• одеваться самостоятельно: справляться с молнией, застегивать крупные пуговицы, надевать обувь, хоть иногда не на ту ногу;
• знать последовательность раздевания и складывания одежды;
• замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи.
Сфера общения характеризуется следующим:
ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр;
• появляется способность играть не рядом, а вместе с другими детьми, воспринимать некоторые правила и подчиняться им;
• ребенок называет других по имени;
• ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций;
• «в уме» должен представлять себе то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий, то есть уметь анализировать свои поступки, знать, почему именно эти действия он совершил.
Кроме того, хотелось бы отметить, что в возрасте трех лет происходит очередной кризис развития, который чаще всего называют «Я сам». Малыш становится упрямым, хочет делать все самостоятельно - даже то, что ему явно не по силам. Теперь он старается разобрать и сломать все, что попадается под руку, не только из любопытства, но и чтобы проверить свои возможности и силы. Просыпается чувство собственности: «Я сам, и это все мое». Так что если ваш ребенок в три года вдруг стал жадным и вредным, не пугайтесь - это не навсегда.
|
|