Меню
 
Партнеры
 
Здоровье и развитие детей в играх, оригами, раскрасках и аудиосказках » Ребенок рождается на свет, чтобы стать взрослым и прожить собственную жизнь

Ребенок рождается на свет, чтобы стать взрослым и прожить собственную жизнь
 
И еще одна простая, но нелегко принимаемая родителями исти­на: ребенок - самостоятельное, отдельное от нас существо, он дол­жен и хочет прожить собственную жизнь. Конечно, на разных этапах своего развития он так или иначе нуждается в нас, зависит от нас, находится с нами в эмоциональной связи, В раннем детстве эти свя­зи очень прочные и серьезные, зависимость очень велика, но посте­пенно она должна уменьшаться. И, как показывает опыт, стремление к автономности присуще ребенку гораздо в большей степени, чем родителям. Он-то хочет брать на себя ответственность, принимать решения и совершать самостоятельные поступки. Но далеко не все­гда к этому готовы мы - взрослые.

Передать ответственность ребенку за его жизнь, решения и выбо­ры - важнейшая задача, которая стоит перед родителями. По мне­нию Т. Гордона, специалиста по подростковому возрасту, это означает:

*  доверить ребенку ответственность за его жизнь;

* подтвердить свою любовь и готовность помогать;

* поддерживать любые проявления самостоятельного поведения;

*  моделировать самостоятельное и ответственное поведение.

Такова теория. Но что же стоит за перечисленными условиями? Во-первых, признание и принятие того факта, что жизнь ребенка - это его жизнь, а не наша и он волен прожить ее так, как он считает нужным и важным для него. И в какой-то момент мы можем оказать­ся не самыми главными людьми в его жизни. Конечно, в раннем детстве родитель - высший авторитет, судья и образец. Но подростку уже важнее найти свое место среди сверстников, и общение с ними - их понимание, откровенность и значимость могут заслонить роди­тельскую власть и влияние. А потом в жизни ребенка появятся дру­гие близкие люди. К тому факту, что придет другой мужчина или дру­гая женщина, с которой наше дитя будет делить радости и горести, тоже надо быть готовым и принять его.

Но у описанной ситуации есть вторая сторона. Истинно хороший родитель всегда готов оказать поддержку и выразить свою любовь и понимание. В первую очередь на этих чувствах строятся конструк­тивные отношения с детьми раннего возраста. Но не стоит прятать их и позже, просто они должны сочетаться с разумными ограничени­ями и давать ребенку возможность приобретать опыт преодоления трудностей и самостоятельного достижения целей.

Самостоятельность и ответственность не вырастают на неподго­товленной почве. И в каждом возрасте есть свои зоны ответственности ребенка. Сферы жизни, в которых он может сам решать, как ему поступать, и пробовать свои силы. Для малыша-дошкольника это помощь по дому, самостоятельное одевание и утренний туалет. Для младшего подростка - выбор кружков для занятий, дорога в школу без провожатого или решение о том, когда он будет делать уроки - до просмотра любимого сериала или после. Главное, чтобы уроки были сделаны. Подросток яростно отстаивает свое право на выбор друзей, манеру одеваться или музыкальные пристрастия. И, если это не угро­жает жизни и здоровью, пусть даже нам режет уши эта музыка, поче­му нет? Каждый раз, решая вопрос о границах самостоятельности ребенка, стоит задавать простой вопрос: насколько ситуация критична и принципиальна? К сожалению, зачастую полем для конфликта ста­новятся недействительно серьезные проблемы - нравственные цен­ности, здоровье или жизнь, а ширина брюк, громкость музыки или опоздание домой на десять минут.

Принять тот факт, что наш ребенок - не часть нас, а самостоя­тельное существо, имеющее право, возможности и способности прини­мать решения и совершать выборы, могут лишь те родители, которые ценят и свою свободу, дорожат своей самостоятельностью. Принесе­ние своей жизни в жертву ребенку рано или поздно оборачивается сложностями для обеих сторон или хотя бы одной из них. Снова и снова повторим, что в разные периоды жизни ребенка он в различ­ной степени нуждается в нашем внимании и заботе. Но безраздель­ное и безграничное внимание нужно, пожалуй, только младенцу. По мере взросления сфера интересов и круг общения ребенка рас­ширяются, появляются новые значимые лица помимо родителей, и постепенно снижается доля ответственности родителей за происхо­дящее с ним. Главное на этом пути - гармоничность и постепенность процесса, способность выдержать напряжение, справиться со своими эмоциями, А в тех случаях, когда родитель {чаще это касается мате­ри) оказывается неспособным выйти из симбиоза, он создает труд­ности и себе, и ребенку. Декларируемое или истинное желание под­чинить свою жизнь ребенку без остатка часто возникает тогда, когда у родителя недостаточно собственных интересов и возможностей выразить себя помимо участия в жизни ребенка, собственная эмоцио­нальная жизнь бедна, существуют неразрешенные внутренние про­тиворечия. Иногда причиной оказывается преувеличенное чувство долга или вины. Особенно вероятным такое развитие событий ста­новится в ситуациях развода или чрезмерной профессиональной за­нятости родителей. Во всех этих ситуациях внешне благовидные и достойные действия родителей - безраздельное внимание к ребен­ку, потребность и требование участия во всех его делах, отказ отлич­ной жизни или карьеры оборачиваются внутренним напряжением, взаимной неудовлетворенностью, даже конфликтами. Чем интерес­нее, значительнее, эмоционально и интеллектуально насыщеннее ста­новится наша собственная жизнь, тем более интересными и значи­мыми людьми мы останемся для своего подросшего малыша, когда он повзрослеет и станет нам настоящим другом. Кроме того, заме­щение всего разнообразия человеческих потребностей заботой и вни­манием к детям с большой вероятностью приведет к внутреннему на­пряжению и дискомфорту, который мы же и будем проявлять в отношениях с ребенком, сами того не осознавая.

Помните, что ваша личная жизнь не заканчивается вместе с рож­дением на свет малыша и может продолжаться не только в нем. Ува­жать, ценить и принимать уникальность личности своего ребенка мы сможем лишь тогда, когда сами ценим, уважаем и принимаем соб­ственную уникальность и свободу.

Подведем итог.

Хорошие родители:

•      любят и принимают своего ребенка таким, какой он есть;

•      помогают ребенку понимать и структурировать мир, обозначая границы приемлемого и недопустимого поведения;

•      всегда последовательны и согласованны в своих действиях, за­претах и разрешениях;

•      готовы учиться слышать и понимать ребенка;

•      растут вместе с ребенком, учитывая, что перед детьми и подрост­ками на разных этапах развития стоят разные задачи;

•      ценят и уважают свою уникальность, свободу и развитие.

Итак, уважаемые хорошие родители? Мы уверены, что вы разде­ляете наши взгляды и доверяете нашему профессиональному опыту, Тогда можно смело обращаться за ответами на конкретные вопросы, которые волнуют ваших коллег по родительскому ремеслу. Возмож­но, у вас есть свои вопросы - тогда задайте их нам, и вы получите на них ответ.

 

 
Поиск по сайту
 
Реклама
 
Статистика
 

 


Развитие детей | Online раскраски | Здоровье детей | Лепка из пластилина | Обучение чтению | Кубики Зайцева | Игры со Смешариками |
Развитие памяти | Детские сказки | Загадки для детей | Детские раскраски | Оригами для детей | Скороговорки | Фото Анне Гедес | Карта сайта


Copyright © 2008-2024 При использовании материалов сайта активная ссылка на http://www.ruskid.ru обязательна