|
Задача каждого ребенка - стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанные выборы и строить свою жизнь. Задача взрослых - помочь ему в этом нелегком деле. Важно помнить, что фундамент самостоятельности и ответственности закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше. В каждом возрасте у ребенка есть области, с задачами в которых он может справляться сам. Трехлетка может самостоятельно есть и одеваться, пятилетний - убирать за собой игрушки, шестиклассник - помнить, какие уроки заданы, и самостоятельно их делать, подросток - заводить друзей и выбирать занятия по душе, а выпускник совершает один из самых серьезных выборов в своей жизни - профессию и вуз. Нередкой, однако, становится ситуация, когда родителям легче, спокойнее и удобнее многие вещи делать за ребенка. Причины могут быть разные - взрослый сделает быстрее, лучше, аккуратнее, так спокойнее и безопаснее. Но каждый раз, выполняя что-то, с чем ребенок может справиться, мы выстраиваем пусть небольшую, но преграду на пути развития его самостоятельности и ответственности. Другое дело, что в каждом возрасте различны объем и качество тех дел, которые мы можем поручить ребенку и за которые готовы отдать ему ответственность за результат.
Как приучить ребенка к порядку?
Приучать ребенка к порядку следует с самого раннего детства. Ваш малыш уже умеет одеваться и раздеваться сам? Замечательно! Приучите его сразу же класть вещи на место. Сложить игрушки обратно в коробку, отнести тарелку в мойку.. Такие мелочи легко усваиваются в раннем детстве, если они сопровождаются похвалой, ласковым обращением и превращены в игру, а не в скучную обязанность. Очень важно доверять ребенку выполнять те задания, которые ему по силам, и которыми он в возрасте 3-5 лет занимается охотно. Возможно, при этом немного страдает качество: взрослый аккуратнее разложит в детском уголке игрушки, и тарелка не разобьется в руках у мамы. Но, если мы стремимся все сделать за маленького ребенка, потому что у нас это
лучше или быстрее получится, вполне закономерно, что впоследствии он ничего не сможет и не захочет делать самостоятельно. Пропущен важнейший период, когда у малыша возникал естественный интерес к домашним обязанностям и делам, и если тогда при правильном подходе их выполнение вошло бы в привычку, то в более позднем возрасте приучать ребенка к порядку становится гораздо труднее.
По мере того как ребенок взрослеет, поручайте ему несложные домашние дела. Важно, чтобы он понимал, что у всех членов семьи, в том числе и у него, есть свои обязанности и их нужно выполнять.
Приучить к порядку подростка, если это ему и раньше было не свойственно, становится уже практически невозможно. Чтобы держать ситуацию под контролем, настаивайте на соблюдении чистоты в тех помещениях, которыми пользуются все члены семьи. Выдвигайте четкие требования к порядку в доме и вмените ребенку в обязанность делать какую-то часть работы. Не забывайте поощрять за хорошо проделанную работу, но и не отступайте от своих требований, если они не выполнены. Однако не советуем бросать все свои силы на то, чтобы в комнате ребенка и в его личных вещах были идеальная чистота и порядок. Подростки очень ревностно относятся к своему пространству, и попытки заставить их убрать комнату, вопреки их собственному желанию, чреваты конфликтами.
Немаловажную роль играет то, как относятся к порядку в доме другие члены семьи. Ребенок перенимает наблюдаемые образцы поведения, впитывая их как губка. И прежде чем ссориться с ребенком по поводу его неопрятности или беспорядка в комнате, посмотрите, как обстоит дело у взрослых. Если кому-то из родителей не свойственно складывать вещи на место, убирать за собой грязную посуду, застилать постель, то неудивительно, что одежду и книги ребенка можно будет найти в самых необычных местах, портфель будет собираться за три минуты до выхода в школу, а тарелка останется на том месте, где ребенок ел в последний раз.
Как привить мальчику 10 лет желание заниматься чем-то кроме телевизора, компьютера, как научить контролировать время?
Интересы детей и младших подростков лет отличаются разнообразием и неустойчивостью. Таковы особенности возраста - интерес к любому проявлению самых разных сфер жизни может внезапно возникнуть и так же быстро угаснуть. Это время, когда детям важно во всем себя попробовать и выбрать те области, где они чувствуют себя успешными, найти то, что доставляет им радость и приятные впечатления.
Если интересы ребенка ограничиваются только телевизором и компьютером, необходимо предложить ему альтернативные способы проведения досуга. Попробуйте записать его в секцию или кружок. Важно, чтобы выбор возможных занятий был достаточно широк. Не оставляйте попыток заинтересовать ребенка, и рано или поздно он найдет что-то для себя подходящее. У подростков наиболее популярны интересы, связанные со спортом, музыкой и общением. Очень важно, чтобы в деле, которым занимается ребенок, он был успешен. Часто ребенок отказывается от деятельности именно потому, что не может похвастаться достижениями, Чувствовать себя неуспешным, не первым всегда некомфортно. Постепенно у ребенка формируется своеобразная защитная реакция - лучше отказаться участвовать, чем проиграть. Поэтому при выборе занятий для ребенка, особенно тогда, когда он еще прислушивается к мнению родителей, стоит опираться не на собственные амбиции или интересы (выбирая престижный вид спорта или кружок, который нравится родителям), а на желания сына или дочери.
Что же касается неумения планировать свое время, то такая проблема чаще возникает как раз у тех детей, чей день мало заполнен. Ребята со стойкими интересами и большой занятостью успевают намного больше тех, кто все свободное время проводит дома. Но, возможно, на первых порах стоит помочь ребенку организовать свой день. Очень многое зависит от того, как справляются с этой задачей другие члены семьи. Если мама сама везде опаздывает, не успевает вовремя доделать запланированные на день дела, то ребенок с большой вероятностью примет такой же стиль поведения. Стоит обсудить вместе с ребенком его распорядок дня. Пусть он сам опреде^ лит, в какое время будет делать уроки, когда смотреть телевизор, сколько времени будет отведено на прогулку. Конечно, ребенку трудно сделать это абсолютно самостоятельно, но совместная работа с родителем здесь вполне уместна. Ограничения со стороны взрослых должны быть разумными. Конечно, если ребенок планирует пять часов в день посвятить компьютеру, а за уроки садиться примерно в 8-9 часов вечера, надо проявить твердость и перевести решение в русло реальности. Но настаивать, например, чтобы уроки непременно делались после обеда, и лишь потом шел просмотр телепередач, может, и не всегда разумно. Пусть полчаса после школы будут отданы любимому сериалу, но зато потом - сразу уроки. Приняв решение совместно с ребенком, важно твердо и последовательно придерживаться его выполнения. Тем более что к тому решению, которое ребенок принял сам, и он будет относиться с большей ответственностью.
Как помочь сыну, мальчику 12 лет, - не умеет организовать свой день?
Ребенку двенадцати лет, конечно, еще сложно выстраивать свой день и жить по графику. Особенно это касается мальчиков, которые демонстрируют меньшую сознательность и направленность на учебу, чем девочки. Умением планировать время и представлять, что нужно сделать в первую очередь, а что потом, обладают далеко не все подростки, да и взрослые тоже. Жить по графику, прежде всего, привыкают дети, которые посещают какие-нибудь кружки или спортивные секции: у них меньше свободного времени, которое нужно организовывать. Сложнее ребятам, у которых свободного от занятий и уроков времени слишком много. Им непонятно, когда начинать делать уроки, - ведь времени более чем достаточно, и можно пойти погулять, посмотреть телевизор, поговорить по телефону и поиграть в компьютерные игры... Такие ребята могут делать уроки целый день, постоянно отвлекаясь, и в результате не успевают толком ни отдохнуть, ни позаниматься, либо отдыхают днем и садятся за уроки поздним вечером, когда сосредоточить внимание на домашнем задании уже трудно.
Помогать ребенку в организации своего дня, безусловно, нужно. Вечером, перед отходом ко сну, можно поинтересоваться у ребенка, какие завтра будут уроки, что ему предстоит, не забыл ли он положить все необходимые учебники, тетради и прочие принадлежности, Спрашивайте не в форме проверки, а скорее в утвердительной форме, подбадривая ребенка, настраивая его на то, что у него все получится. Помимо этого, можно поинтересоваться у ребенка, чем он собирается заниматься после школы, что планирует сделать, сколько времени, по его мнению, займет каждое дело, в какой последовательности их лучше делать, чтобы все успеть. Порассуждайте вместе с ребенком на эту тему, расскажите ему про то, в какой последовательности вы сами стали бы выполнять все дела, с учетом того, что надо и поесть, и отдохнуть. Полезно составлять вместе с ребенком план на завтра. Главное, чтобы он сам вписывал в план все необходимые дела и отдых и прогнозировал временные затраты. План лучше вывешивать на видное место, чтобы взгляд ребенка так или иначе попадал на него. Можно повесить в комнату ребенка настенные часы или подарить ему собственный будильник, который он сам будет ставить на определенное время. Также у него может быть свой настенный календарь. Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление о течении времени - что такое минута, пять минут, десять минут, один час, два часа, день, месяц, - а также представление о том, сколько времени он затрачивает на каждый вид занятий. Сообщайте ребенку, с точностью до минуты, сколько времени у вас уходит на разные дела, сколько, по вашим наблюдениям, тратит он сам.
Отношение родителей ко времени, к планированию своего рабочего или общесемейного выходного дня будет перениматься ребенком, Отношение в семье к тому, насколько можно опоздать на урок или встречу, можно ли оставлять несделанные дела на завтра, - все это формирует отношение ребенка ко времени. То, насколько важны для родителей четкость, аккуратность, пунктуальность, будет впитано ребенком.
Сыну 11 лет. Приходится самой собирать ему портфель, иначе он все забывает. Что мне с этим делать?
Начнем с того, чего точно не стоит делать. Не стоит продолжать собирать портфель за сына! Как же поступить? Давайте рассмотрим несколько возможных вариантов.
Если ребенок еще достаточно мал и ходит только в начальную школу, он, возможно, еще просто не научился организовывать себя, И ему надо помочь в этом: составьте план действий, которому надо следовать, и вместе потренируйтесь его выполнять, А поскольку укладывание учебных принадлежностей в портфель - занятие весьма скучное, превратите это в игру. Вы можете вместе готовиться к полету на Марс или кругосветному путешествию, собирать портфель на скорость, устроить чемпионат по «собиранию портфеля*. Не забывайте поощрять ребенка, если он все сделал правильно, - на первых этапах это очень важно.
Может быть, причины проблемы заключаются в особенностях памяти ребенка. Здесь тоже поможет правильно составленный алгоритм действий. Напишите вместе с ребенком инструкцию: смотрим в дневник, кладем учебники, тетрадки, пенал, сменную обувь и т. д. Убедитесь, что ребенок запомнил порядок действий и может повторить их самостоятельно.
Однако стоит отметить, что обычный школьник в состоянии собрать свои вещи сам. Но он, возможно, не захочет утруждать себя, если привыкнет, что вы делаете это за него. Поэтому важно, помогая ребенку на первых порах, собирать портфель вместе с ним, но не вместо него.
А если ваш ребенок уже вышел из младшего школьного возраста, то такой «помощью* вы можете даже навредить ему, подавляя его самостоятельность и ответственность. Согласитесь: лучше пару раз забытые тетрадки, чем взрослый человек, за которого все делают родители.
Как приучить ребенка самому делать уроки? Он все время ждет, что все сделают за него.
Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно, а ждет помощи от
родителей. В чем может быть причина? Давайте разберемся.
Чаще всего надежды такого ребенка обоснованны. Вероятно, он знает, что в любой момент может рассчитывать на то, что папа или мама сделают задания вместо него. Поэтому самым правильным будет в принципе не допускать такой ситуации, когда школьные обязанности ребенка выполняет за него кто-то другой. С самых первых дней в школе ему важно объяснять, что это его ответственность, Конечно, это не подразумевает того, что вы не можете помогать ребенку в приготовлении уроков. Совсем наоборот, важно строить отношения так, чтобы ваш сын или дочь всегда могли обратиться к вам за помощью, если им что-то непонятно или возникают сложные вопросы.
Также ребенку, особенно в первые годы учебы, необходима ваша помощь в организации и планировании своего времени. Составьте вместе распорядок дня, чтобы хватало времени на уроки и на отдых, помогите ребенку организовать рабочее место, подскажите, в каком порядке лучше выполнять домашние задания, предусмотрите в работе перерывы, если ваш ребенок быстро утомляется. И на первых порах особенно внимательно следите за тем, чтобы маленький школьник привык к такому режиму работы. Убедитесь, что ребенок справляется со своими домашними заданиями, и поощряйте его дальнейшую самостоятельность. Постепенно отходите от ежедневного контроля над работой ребенка, предоставьте ему возможность самому отвечать за свои школьные дела.
Чтобы научиться быть самостоятельным, ребенок должен иметь достаточный опыт выполнения дел и обязанностей без помощи других людей. Предоставляйте ему больше возможностей делать что-то самому, проявлять инициативу, нести ответственность за свои действия.
Мальчик 12 лет, усидчивый, но не умеет ставить цели. Как его этому научить?
У подростков часто еще не сформировано умение ставить перед собой цели и планомерно к ним двигаться. Ребенок привыкает к тому, что другие люди - чаще всего это ближайшее окружение, семья - планируют его жизнь и формулируют все его жизненные интересы, И сам проявляет низкую инициативность, послушность, безразличие, отсутствие собственных четко выраженных интересов. Такого подростка важно побуждать к самостоятельности, к поиску себя, выражению собственного мнения. В противном случае зависимость и несамостоятельность могут стать устойчивыми чертами его характера и проявляться не лучшим образом уже во взрослой жизни.
Чаще ставьте подростка в ситуацию выбора, когда решение вопроса будет зависеть только от него. Например, предоставьте ему право самому решить, где он будет проводить каникулы или как он хочет оформить свою комнату. Выбор, который делает подросток, часто оказывается импульсивным, основанным на сиюминутном желании. Помогите ему прийти к взвешенному, осознанному решению. Предложите рассмотреть все возможные варианты, выписать плюсы и минусы каждого из них, проанализировать полученный результат и сделать окончательный выбор. Если вы идете на такой шаг, крайне важно быть последовательным: решение, которое принял ребенок, должно быть выполнено.
Начиная с решения повседневных задач, постепенно переходите к постановке более долгосрочных целей. Помогите подростку переформулировать его желания, потребности и проблемы в цели. Например, у ребенка низкая успеваемость или ему хотелось бы найти настоящих друзей. Это можно обозначить в виде таких реальных целей: «закончить год без троек», «познакомиться за месяц минимум с пятью новыми ребятами». Цели важно формулировать максимально четко и конкретно.
Выберите все возможные способы достижения поставленной цели и взвесьте преимущества и возможности каждого способа. Например, ваш ребенок хочет научиться играть на гитаре. Сделать это можно несколькими разными путями: пойти на курсы, заниматься с учителем индивидуально, самостоятельно по самоучителю, попросить друга показать несколько аккордов и т.д, И у каждого способа есть свои преимущества и недостатки. Занятия с профессиональным преподавателем более результативны, но и стоят довольно дорого. Занимаясь с другом, не нужно тратить денег, но такие занятия отнимают много времени у друга, и он может не захотеть постоянно помогать вашему ребенку. Найдите способ, наиболее подходящий для подростка и для вас по большинству критериев. После этого нужно последовательно описать те шаги, которые необходимо предпринять для достижения поставленной цели, и двигаться к ней.
Возможно, на первых порах такая кропотливая и даже скучноватая работа может показаться не по душе вашему ребенку, но наберитесь терпения, проявите настойчивость: важно, чтобы дело было завершено, результат достигнут. А полученный опыт постепенно войдет в привычку, и подросток сможет самостоятельно планировать свою жизнь.
Каким образом инициировать у ребенка стремление к лидерству, инициативность ?
Естественное желание большинства родителей видеть своих детей лидерами, инициативными и активными людьми требует серьезной работы, Необходимым условием развития этих качеств в ребенке являются доверие к нему, вера в его силы и готовность передать ему ответственность за его жизнь и поступки. Пика насущность решения этих вопросов достигает в подростковом возрасте, но основы закладываются гораздо раньше. Первые проявления самостоятельности можно видеть уже у дошкольника, и их стоит поощрять. Это касается желания ребенка самостоятельно одеваться, есть, помогать взрослым в домашних делах. Зачастую родителям бывает легче и быстрее сделать все самим. Однако важно помнить, что желание пятилетнего малыша помочь в мытье посуды - это и есть первые проявления инициативы, которые важно поддерживать и растить. Если же мы решаем, что сами сделаем это гораздо быстрее или что идеально вымытая посуда для нас важнее, не следует удивляться, что позже готовность ребенка что-либо делать самостоятельно пойдет на убыль. Все, что ребенок может делать сам - а для каждого возраста диапазон такой деятельности, конечно, свой, - стоит доверять ему,
Другой важной стороной формирования лидерских качеств и инициативы ребенка становится проявление нашего отношения к его успехам. Здесь крайне важны поддержка и вера в то, что дальнейшие шаги будут еще более успешными. Поощрение успехов - более конструктивный путь, чем наказание или выражение неодобрения в случае неудачи. Без последних, конечно, не обойтись, но гораздо ценнее опыт преодоленных трудностей - обдуманный, переработанный, позволяющий в другой раз найти более конструктивные решения.
Формирование лидерских качеств и способности проявлять инициативу тесно связаны с уверенностью подростка в себе. А уверенно человек себя чувствует, если четко знает свои цели, имеет опыт проявления себя в различных областях жизни, адекватную самооценку. Реакция родителей на успехи и неудачи, максимальное развитие способностей ребенка, помощь в умении ставить и достигать цели - также необходимые условия формирования будущего лидера.
И наконец, говоря о лидерстве, важно помнить еще об одной стороне этого явления. Далеко не все помнят и понимают, что лидерство - это прежде всего готовность и способность брать на себя ответственность за других людей, за успех общего дела, а не просто умение привлечь внимание, быть самым активным или громче всех говорить. И если мы хотим, чтобы наш ребенок вырос настоящим лидером, важно обсуждать с ним и этот вопрос, демонстрировать примеры такого поведения.
Когда и как начинать давать ребенку карманные деньги?
Реалии нашей жизни таковы, что вопрос отношения к деньгам, умения обращаться с ними становится для детей и подростков все актуальней. И как бы ни хотели мы оградить светлые и невинные создания, какими мы видим наших детей, рано или поздно им придется столкнуться с действительностью. А она далеко не так безоблачна, стабильна и безопасна, как семейное окружение. Умение заработать, потратить, накопить деньги, отношение к ним - одна из сторон реальности.
Знакомство детей с материальной стороной жизни в большинстве семей «интуитивно* начинается в довольно раннем возрасте. Кто-то, исходя из реальных материальных возможностей, рано или поздно говорит ребенку, что не может сейчас купить ему приглянувшуюся игрушку, кто-то делает это из воспитательных соображений. И это нормально, это один из шагов на долгом и нелегком пути осознания ребенком того факта, что не все, что он хочет, можно получить здесь и немедленно.
В качестве следующего шага вы можете предложить ребенку 5- 7 лет самому купить что-то в магазине - мороженое, жевательную резинку, лимонад, Это и первое реальное знакомство с деньгами, и приобретение навыков самостоятельности и уверенности.
Когда ребенок начинает самостоятельно ходить в школу, помимо денег на обед и проезд можно давать ему небольшую сумму карманных денег, которые родитель не контролирует. Причем стоит сразу разграничивать необходимые траты (проезд, завтрак) и деньги на развлечения (собственно карманные). Допустим, утром даются необходимые деньги, вечером - дополнительные карманные. Карманные деньги стоит давать раз в 2-3 дня. Хорошо, если расходование карманных денег не контролируется. Но если ребенок сообщает, что он «все на что-то потратил», и просит еще, дополнительные субсидии не полезны. Ведь речь идет не о насущных, жизненно важных тратах - естественно, что ребенок младшего школьного возраста еще не решает сам материальные вопросы такого уровня. Постепенно ребенок усвоит, что количество денег (особенно на развлечения) небезгранично и их распределение зависит от него самого.
С возрастом сумму карманных денег можно увеличивать- Какова она, решается в каждой семье индивидуально. Но хорошо, если это будет определенная сумма, которая выдается в фиксированный день,
например раз в неделю; постепенно срок можно увеличивать. Такое увеличение срока, на который ребенок планирует свои траты, способствует развитию его организованности и ответственности. Если ребенок «копит» свои сбережения и собирается потратить их на что-то значительное, это можно поощрять. И нет ничего зазорного в том, чтобы добавить необходимую сумму, если накопленная сумма недостаточна, а время покупки подошло. Это может случиться, если покупка сезонная, например путевка на каникулы, горные лыжи зимой или велосипед летом, или если сбережения копятся к определенной дате, например ко дню рождения.
Не стоит оплачивать ребенку выполнение дел по хозяйству, возложенных на него и заранее оговоренных как его обязанности. Ведь обычно это ограниченный и вполне посильный набор поручений - вынести мусор, пропылесосить квартиру, помыть посуду Но вполне возможна оплата «работы» подростка, связанной с помощью родителям или родственникам в их профессиональной деятельности. Это могут быть курьерские функции, работа по внесению данных в компьютер. Причем здесь важно оговорить сроки и качество выполнения задания и требовать соблюдения договоренностей.
Важным моментом в выстраивании «денежных» отношений с подростком является доверие, а следовательно, контролировать его траты по возможности не стоит. Важно лишь оговорить недопустимость трат на спиртное и курение, и проявлять в этом твердость. Если договоренность нарушена, выдача карманных денег может быть приостановлена или прекращена, и это условие тоже необходимо обсудить с подростком заранее.
Центральными моментами в денежных отношениях родителей и детей являются последовательность, аргументированность и согласованность действий старших. Недопустима ситуация, когда один из родителей отказал в деньгах, а другой дал ребенку необходимую сумму. Не стоит менять сумму карманных денег: на прошлой неделе дали одно количество, на этой другое. Сумму на карманные расходы надо обсудить с подростком заранее, тогда он будет знать, какими денежными ресурсами сможет располагать. Если в силу обстоятельств нет возможности выдать необходимую сумму, важно объяснить ребенку ситуацию, а не просто лишать обещанного,
На что следует опираться, выбирая профессию?
Обычно вопрос о выборе профессии впервые встает перед ребенком и его родителями в 13-14 лет, однако особую актуальность приобретает для 16-17-летних подростков. Как бы он ни был серьезен и
важен, не стоит хвататься за голову: посмотрите на эту проблему как на всего лишь один из выборов, которые мы совершаем ежедневно, и постарайтесь подойти к ее решению рационально. Подростковый возраст - период мечтаний и планов, фантазий о «светлом будущем», и именно эту тягу ребенка мы можем использовать для того, чтобы помочь ему сделать осознанный и ответственный выбор,
Отталкиваться стоит от планов и представлений ребенка о своем будущем. Каким он его видит? Каким хотел бы быть через 10, 15, 25 лет? Чем заниматься? Чего бы он хотел достичь в материальном и духовном плане, что уметь, какое впечатление производить на окружающих?
Следующим шагом будет анализ возможностей и способностей, которыми обладает ребенок в настоящий момент. Не менее важно взвесить ограничения и угрозы, с которыми он может столкнуться. Помочь провести эту работу глубоко и профессионально может специалист-психолог. По результатам психологической диагностики, личностного и профессионального тестирования вы получите оценку черт вашего ребенка: его способности к общению, взаимодействию в коллективе, уровень развития волевых качеств. Полезной будет информация об особенностях развития интеллекта, творческих способностях и индивидуальных ценностных устремлениях. Психолог сможет рассказать вам и вашему ребенку о тех профессиональных интересах и склонностях, которые сформировались у него в настоящий момент. Консультант сможет также предоставить необходимую информацию о популярности и востребованности интересующих подростка профессий на рынке труда.
Но как бы ни был профессионален специалист, надежны и современны методы, которые он применяет, огромную роль играет окружение ребенка, то, в какой среде он живет и учится, с кем проводит время, на чье мнение ориентирован. Что знает он о мире профессий, разговаривают ли взрослые с ним или при нем о профессиональных вопросах, рабочих проблемах? Как много рядом людей, от которых он мог бы почерпнуть новую информацию? Первоочередная задача родителей состоит в том, чтобы обеспечить ребенка необходимой информацией, поддержкой и помощью. Сейчас выпускается большое количество книг и справочников с описаниями разных профессий и учебных заведений, где можно получить ту или иную специальность. Сейчас немало фильмов, где раскрывается содержание конкретных профессий. что позволяет не просто с удовольствием провести время перед телевизором, но и обсудить содержание фильма с ребенком.
В любом случае у каждого ребенка и взрослого свой путь, свои способности и ограничения. Выбор профессии -дело сугубо индивидуальное, и задача родителя - не решить за подростка его судьбу и даже не устроить ее наилучшим выбором, а понять ребенка и помочь ему сделать самостоятельный выбор.
Подводя итоги, можно предложить подростку следующий алгоритм принятия одного из важнейших решений в жизни - профессионального выбора,
1. Понять, чего я хочу достичь, добиться, иметь в жизни.
2. Оценить свои возможности, способности и ограничения на данный момент.
3. Соотнести информацию о себе с возможностями и требованиями интересующих специальностей.
4. Получить необходимую информацию о доступности и востребованности тех специальностей, которые меня интересуют.
5. Проанализировать всю информацию и сделать осознанный и рациональный выбор в пользу определенной специальности.
6. Получить информацию о том, где можно приобрести выбранную специальность.
7. Сделать выбор в пользу конкретного учебного заведения и начать готовиться к поступлению.
|
|