|
Вопросы успехов в учебе и достижений в других областях - спорте, творчестве, изобретательстве - одни из самых волнующих для родителей. И это понятно, ведь каждому хочется испытывать гордость за своего ребенка. Да и для ребенка это важно: опыт побед и достижений благоприятно сказывается на его самооценке, планке дальнейших достижений, положительно сказывается на желании заниматься чем-либо. Но рядом с победами бывают поражения, успехи могут чередоваться с неудачами, а иногда последних бывает значительно больше. Как помочь ребенку, как справиться с собственными переживаниями по поводу плохой учебы или отсутствия явных талантов? А еще важнее растить ребенка так, чтобы побед и успехов все же было больше.
Проблемой становится ситуация, когда успехи и неудачи ребенка переносятся родителем на себя, воспринимаются им как собственные. Тогда наши эмоции становятся сильнее, мы оказываемся неспособными разумно воспринимать ситуацию. А значит, лишаем себя возможности помочь ребенку найти выход. Чтобы помочь самому себе, стоит каждый раз задавать себе простой вопрос и честно отвечать на него: «Что, собственно, произошло? Мой ребенок стал лучше или хуже от того, что не справился с контрольной или не победил на соревнованиях? Это имеет решающее значение для его или моей жизни? Или просто мне неловко, стыдно, что он не оправдал моих надежд? Он просто продолжение меня, а мне важно всегда и везде быть успешным?..»
Помните, что именно вы способны оказать поддержку ребенку в тех случаях, когда ему что-то не удается, именно от вас он ждет помощи и совета, и не тратьте время и силы на эмоциональные переживания, а вместе ищите выход и решение ситуации.
Иногда стоит подумать о способности ребенка решать те задачи, которые мы перед ним ставим. Точно оценить «высоту планки*, которую мы задаем, - тонкая и серьезная задача. Опасно ставить перед ребенком непосильные задачи - слишком сложная школа, обязательные победы или отличная учеба. Тем самым мы создаем для ребенка условия постоянного неуспеха, а значит, снижения самооценки, утраты веры в свои силы, Вторая крайность также неполезна: если все дается слишком легко, не вырабатывается способность преодолевать себя, формируется заниженный уровень притязаний.
И еще об одной распространенной ситуации, связанной с успехами в учебе, спорте, творческих занятиях. Наиболее частым поводом обращения родителей младших подростков за консультацией к психологу становится проблема «исчезновения» интереса ребенка к учебе или другим занятиям. Обычно это происходит в возрасте 10-12 лет, иногда раньше или позже. На психологическом языке такая ситуация называется снижением или исчезновением мотивации. Причина чаше всего кроется в том, что ребенок, не достигая быстрого и легкого
успеха в той или иной деятельности, предпочитает просто отказаться от нее, объясняя свое нежелание отсутствием интереса. На самом же деле, чаще всего причиной становится именно страх оказаться неуспешным и нанести тем самым удар по своей самооценке. А если просто отказаться от активности, то и неудачи не произойдет. Надо сказать честно: восстановить утраченную мотивацию, вернуть интерес и желание заниматься чем-либо - очень сложная задача. И путь здесь один - терпеливо и настойчиво искать области, где ребенок может быть успешен, поощрять любое достижение, пусть самое незначительное. Увидев, что справиться с ситуацией можно, получив конкретный результат, ребенок получит позитивное подкрепление своим усилиям и в следующий раз будет готов прилагать их. В самом лучшем случае достижения и успехи могут возродить интерес и к самой деятельности. Но родителям стоит набраться терпения и не ждать быстрого результата, путь этот не короткий и не легкий.
Ребенку 5 лет. Как сделать, чтобы он хорошо учился в школе?
Замечательно, когда родители заранее готовятся к поступлению в школу. Уже в 5 лет вы можете заложить основу успешного обучения вашего ребенка в дальнейшем. Готовя сына или дочь к школе, следует обратить внимание на следующие моменты.
• Занятия по развитию навыков чтения, письма счета лучше начинать еще до школы, это позволит ребенку прийти в школу уже подготовленным. В первом классе это облегчит ему усвоение программы, он будет чувствовать себя более успешным, что со-здаст благоприятный эмоциональный настрой и поможет адаптироваться к новым условиям. Но важно, чтобы ребенок не был перегружен, - занятия с дошкольником должны проводиться в игровой форме.
• Обратите внимание на то, как ваш ребенок общается с другими детьми, достаточно ли у него контактов, может ли он без стеснения выступить перед другими, умеет ли решать конфликтные ситуации со сверстниками, знакомиться и заводить друзей. Дети, не имеющие достаточного опыта общения до школы, при поступлении в первый класс могут испытывать трудности в налаживании отношений с одноклассниками, что непременно скажется и на учебе.
• К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано точное представление о том, что ему предстоит. Ориентируйте ребенка на то, что школа - это новый, интересный, увлекательный и важный этап в его жизни. Вместе поиграйте в школу, посмотрите детские фильмы про школьников, почитайте и обсудите рассказы о школьной жизни. Чтобы создать позитивный настрой перед учебой, вместе с ребенком выберите красивые школьные принадлежности.
93
• He забудьте о том, что будущему первокласснику важно иметь и навыки регуляции своего поведения - умения выполнять инструкции, работать в группе, чередовать отдых с делом. Если ребенок недостаточно самостоятелен, привык к безграничному вниманию только к нему одному, его тоже ждут серьезные испытания. Обратите внимание на развитие навыков управления поведением еще до школы.
• Серьезно подойдите к выбору школы, в которую будет ходить ваш ребенок. Заранее познакомьтесь с учителем, узнайте отзывы других родителей, чьи дети уже ходят в эту школу.
• Посоветуйтесь с педагогом и психологом относительно того, школу с какой направленностью лучше выбрать, к чему у ребенка есть способности и склонности.
• Если есть возможность, запишите ребенка на занятия по подготовке к школе при выбранном вами учебном заведении. Это позволит будущему школьнику освоиться, познакомиться с ребятами и учителями. Он будет чувствовать себя намного комфортнее, когда пойдет в первый класс. А полученные навыки и знания помогут ему в обучении.
В первое время в школе для ребенка особенно важны ваша поддержка и заинтересованность. Больше хвалите его за успехи и прилежание, старайтесь по возможности избежать наказаний за неудачи. Лучше подбодрите ребенка, объясните ему сложное задание, помогите найти решение проблемы. Не ждите, что ваш первоклассник сразу начнет получать одни пятерки. Самое главное, чтобы он с удовольствием ходил в школу и ему нравилась учеба.
Стоит ли ребенку посещать детский сад до школы или можно развивать его вне специального учреждения?
Для подавляющего большинства современных детей посещение детского сада - естественная ступенька перед школой. Но малыши по-разному переживают этот этап своего развития. Принимая решение о том, где расти и развиваться ребенку, начиная с трех лет и до похода в школу, родителям стоит иметь в виду следующие моменты.
• Посещение ребенком детского сада не только освобождает время родителей, оно важно и для гармоничного, естественного развития самого ребенка. В детском саду он получает возможность развиваться на новом уровне, в контакте со специалистами и другими детьми, что не всегда возможно дома.
• В детском саду обучение и развитие ребенка проходит более организованно и целенаправленно, чем в домашних условиях.
• Ребенок привыкает к своим новым ролям, учится устанавливать более «официальные» отношения со взрослыми - это важно для его последующей адаптации к еще более сложным школьным условиям. Многие матери отмечают, что, занимаясь с ними, ребенок хуже усваивает учебные навыки - чтение, письмо, счет,
больше отвлекается, капризничает. Это естественно: ребенок просто не воспринимает маму как педагога, она ближе, безопаснее, эмоциональнее. Почему же не оставить себе эту приятную роль, а задачи обучения не доверить профессионалам?
• В детском саду ребенок обычно легче усваивает правила и нормы поведения, привыкает к режиму своего дня, становится более организованным. Конечно, эти важные качества могут развиваться и в домашних условиях, но родителю обычно труднее справиться с этой задачей.
• И наконец, возможно, самое главное: в детском саду ребенок приобретает важнейшие навыки, связанные с развитием сферы общения, учится устанавливать контакты, отстаивать свои права, «примеряет» на себя роль друга. Этот опыт чрезвычайно важен, и компенсировать его общением с няней или гувернанткой крайне трудно.
Вообще развитие эмоционального мира ребенка, его способность регулировать свое состояние, общаться со сверстниками, следовать правилам - чрезвычайно важное дело. Не менее важное, чем приобретение им интеллектуальных и учебных навыков, которые бывает эффективнее развивать индивидуально.
Период адаптации к детскому саду для одних ребят проходит безболезненно, другим привыкать к новому образу жизни оказывается довольно сложно. Причем эти трудности проявляются не только в поведении ребенка, но и в его физическом состоянии, в участившихся болезнях! И это происходит не только потому, что в детском учреждении малыши чаще простужаются или подвергаются инфекциям. Не стоит забывать и о том, что участившиеся болезни могут иметь психологические причины. И если ребенок заболел через неделю после перехода к новой жизни, не спешите ставить диагноз - «несадовый». А вот если болезни действительно прекращаются в праздничные или выходные дни, если воспитатель говорит, что ваш сын или дочка все время грустит и ни с кем не играет, если ребенок стал беспокоен и раздражителен, стоит подумать о той степени напряжения, с которой ему приходится справляться, посещая детский сад. Но и здесь могут быть различные варианты решений. Не бывает детского сада «вообще», есть конкретные и очень разные учреждения с различным уровнем комфортности, различным отношением педагогов-воспитателей. И если вы еще не нашли «свой» садик, то стоит подумать о смене учреждения или поговорить с воспитателями о сложностях детского характера и попытаться вместе преодолеть барьер нежелания принимать более сложную и насыщенную жизнь.
Если все же адаптация к этой новой жизни оказывается чрезмерно сложным испытанием для всей семьи, болезни, страхи, слезы не прекращаются и привыкания не происходит, стоит оградить ребенка от непосильных для него переживаний и травм. А приняв решение не отдавать ребенка в детский сад, в любом случае обязательно по* старайтесь дать ему возможность приобрести опыт общения, работы в группе, следования инструкциям. Без навыков такого рода ребенку гораздо труднее будет адаптироваться к школьным условиям.
Ребенок пошел в первый класс. Он не хочет писать буквы - готов писать только на компьютере. Как заинтересовать его?
В начальной школе ребенок овладевает тремя основными навыками - письмом, счетом и чтением. На них впоследствии будет опираться все дальнейшее школьное обучение. Из названных письмо - самый трудный навык. Это достаточно монотонная деятельность, которая требует высокой собранности, внимательности, концентрированности, усидчивости. Он вырабатывается довольно долго, и для ребенка, особенно для первоклассника, это трудоемкая работа. На постановку руки, правописания, каллиграфии уходит примерно от двух до трех лет. Время начальной школы как раз и рассчитано на то, чтобы навык письма выработался и закрепился, поэтому такое пристальное внимание уделяется тому, как пишет ребенок, как он держит ручку, насколько правильно выводит буквы, какой у него наклон, красив ли и понятен ли его почерк. Учителя больше внимания уделяют аккуратности при написании букв, нежели содержанию.
Возможны несколько причин того, почему ребенок не хочет писать письменные буквы, а предпочитает «писать» их на компьютере.
Во-первых, ребенок может не уловить последовательность, алгоритм написания конкретных букв и их соединения, что, соответственно, отражается на скорости и качестве его почерка. Сидя за компьютером, об этом можно даже не вспоминать.
Во-вторых, возможно, что к почерку ребенка предъявляются завышенные требования, которые не соответствуют его реальным возможностям на данный момент. Почерк ребенка негативно оценивается другими, в особенности значимыми взрослыми: учителем и родителями. При этом взрослые часто заставляют ребенка несколько
раз переписывать одно и то же, желая получить идеальный вариант. У ребенка формируется устойчивое негативное отношение к письму и нежелание писать вообще. В этом случае компьютер - весьма хорошая замена, здесь все четко, ясно и понятно для окружающих.
В-третьих, возможная причина - обычная лень. Как уже отмечалось выше, для формирования навыка письма необходимы собранность, внимательность и усидчивость. Не все получается сразу, хороший результат достигается только благодаря системным тренировкам и многократным повторениям. Это трудно и тяжело дается. А на компьютере все быстро и даже интересно!
В-четвертых, возможно, ребенка просто привлекает компьютер и желание с ним повозиться. Поэтому подобная замена тетради с карандашом на компьютер с мышкой - вариант шантажа со стороны ребенка: «Буду писать только на компьютере... Не дадите - вообще тогда писать не стану!» В этом случае необходимо дать ребенку возможность реализовывать свою игровую мотивацию. Купите ему обучающие игровые программы для компьютера, их сейчас довольно много. Единственное, что необходимо отметить, - не злоупотребляйте интересом ребенка, четко проговаривайте, сколько времени он может пользоваться компьютером.
Что же можно порекомендовать родителям для формирования и развития интереса ребенка к написанию письменных букв?
Прежде всего, купите своему ребенку красивые карандаши, ручки, маркеры, фломастеры, тетради и прописи. Самое главное, чтобы ребенок выбрал их сам и они ему нравились. Замечали ли вы когда-нибудь, что если видишь красивую ручку, то первое, что приходит в голову, - желание взять ее, посмотреть и попробовать, как она пишет. Возможно, и у вашего ребенка возникнет желание держать в руках ручку, а не мышку от компьютера.
Развивайте мелкую моторику От того, насколько развиты тонкие движения пальцев рук, напрямую зависит легкость в усвоении навыка письма. Пусть ваш ребенок
• разминает пальцами тесто, глину, пластилин, лепит пельмени и пироги;
• конструирует поделки из бумаги (оригами), шьет, вышивает, вяжет;
• катает по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики, горошины или перебирает крупу;
• хлопает в ладоши тихо, громко, в разном темпе;
• нанизывает бусинки, пуговки на нитки, леску;
• завязывает узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках или занимается макраме;
• заштриховывает, обводит, рисует и раскрашивает карандашом, мелками, красками, ручкой или даже пальцами;
• вырезает ножницами;
• делает пальчиковую гимнастику;
• рисует узоры по клеточкам в тетради.
Если ребенку трудно сориентироваться, как писать ту или иную букву, помогите ему, объясните. В этом случае, чтобы правильно помочь ребенку, необходимо проконсультироваться с учителем. Чтобы увлечь ребенка, можно придумать сказку про каждую букву.
Обязательно хвалите вашего школьника за малейшие результаты и успехи, это повысит его самооценку и уверенность в себе,
Помните, что навык письма трудно вырабатывается, но с большой легкостью утрачивается. Даже взрослому человеку после долгой работы на компьютере или отпуска приходится несколько дней привыкать писать, что уж говорить о ребенке. Поэтому во время каникул или в выходные возьмите за правило уделять правописанию минут 10-15 в день. Это поможет вашему ребенку не забыть то, что он уже знает и умеет.
Взрослым иногда может показаться странным и непонятным, что ребенку трудно рисовать палочки и закорючки в прописи, писать буквы. У взрослых навык письма уже сформирован и отточен, поэтому «муки правописания» нам уже не понятны. Родителям можно предложить такое упражнение: возьмите ручку или карандаш не в ту руку, которой вы пишете обычно, а в другую и попробуйте написать пару фраз. Тогда вы лучше поймете вашего ребенка.
Как бороться с невнимательностью ребенка и неумением сосредоточиться?
Давайте, прежде всего, не будем в данном случае использовать слова «бороться» или «биться». Мы развиваем умение сосредотачиваться, переключать внимание. Для того чтобы эффективно справиться с этой задачей, нужно для начала провести диагностику внимания, а именно - определить особенности внимания ребенка и установить, какого рода у него «невнимательность».
Для этого понаблюдайте за ребенком, за тем, как он работает, выполняет домашние задания, играет, и ответьте для себя на следующие вопросы:
· Сколькими делами может одновременно заниматься ребенок?
Широкое или узкое у него поле зрения - сколько предметов сразу он может охватить своим взглядом?
• Насколько медленно или быстро он входит в работу? Сколько времени нужно ребенку, чтобы начать заниматься делом продуктивно?
• Сколько времени ребенок может работать сосредоточенно, не отвлекаясь? Быстро ли он устает?
• Когда он допускает больше ошибок - в начале, в середине или в конце занятия?
• В каких видах деятельности невнимательность проявляется больше?
Ответив на эти вопросы, вы сделаете полдела, потому что понимание особенностей внимания ребенка поможет вам снять излишнее напряжение - теперь вы будете знать, над чем именно вам предстоит работать.
В некоторых случаях особенности внимания ребенка могут быть обусловлены особенностями развития нервной системы. Если ребенок гиперактивен или излишне медлителен, причина тому - не недостаточная сформированность навыков сосредоточения или переключения, а особенности протекания процессов возбуждения и торможения у вашего ребенка. Очень часто дети в первых классах не могут долго высиживать на уроке, начинают отвлекаться и заниматься своими делами именно потому, что их нервная система еще недостаточно созрела. В этом случае заставлять ребенка долго сидеть на месте, выполнять работу, относящуюся к одному и тому же виду деятельности, попросту вредно для его здоровья. Квалифицированные советы вам может дать невропатолог, у которого желательно пройти консультацию.
Однако кроме физиологических причин невнимательности существуют причины и психологического характера.
Обратите внимание на те виды деятельности, в которых невнимательность проявляется больше. Причина может скрываться в отношении ребенка к этому занятию. Возможно, по отношению к данному виду деятельности у него существуют страхи, повышена тревожность. Например, страх математики и боязнь быть в ней неуспешным может быть причиной того, что ребенок уходит в свои переживания и ничего уже вокруг себя не видит. И вашей задачей в данной ситуации будет поменять отношение ребенка к этому предмету.
Вопрос невнимательности может также касаться саморегуляции, Ребенок допускает много ошибок не потому, что он чего-то не увидел, не заметил, а потому, что не может справиться с собой, действует импульсивно, торопится. Это означает, что развивать нужно не внимание, а навыки саморегуляции. Вопрос может быть отчасти решен, если правильно организовать режим занятий и отдыха вашего школьника.
Для разного возраста применимы свои методы и способы развития и корректировки внимания. В любом случае развивать внимание желательно, используя интересные для ребенка виды деятельности. Сначала стоит найти занятия, которыми ребенок может заниматься долго и с увлечением и в которых результативность зависит от умения концентрироваться. В этом случае он с охотой и с пользой будет проводить время, параллельно развивая навыки сосредоточения.
Вы можете развивать навыки внимания подспудно в повседневной жизни, обращая внимание ребенка на то, что находится вокруг него, вместе с ним разглядывая различные предметы, интересуясь деталями, фантазируя на эту тему обсуждая. Задачу можно ставить шире - не просто развить навыки сосредоточения, переключения, а научить ребенка интересоваться окружающим миром, чем-то увлеченно заниматься.
Можно также предлагать ребенку помочь вам. Например, подмести пол так, чтобы ни одной соринки на нем не осталось, доверить пришивание пуговицы к рубашке ему самому. Так вы не только научите ребенка сосредотачиваться, но и привьете ему навыки самостоятельности.
Если ребенок часто отвлекается, предложите ему формулировать, проговаривать вслух собственные мысли и действия. Этот прием позволяет ухватить внимание за хвост, не позволяя ему ускользнуть.
Вы можете предлагать ребенку различные игры, требующие внимания. Это могут быть мозаики, пазлы, конструкторы, предполагающие внимание к мелким деталям и увеличенный охват поля зрения. Подходят все занятия, в которых развивается координация руки и глаза. Это может быть любой труд или занятие, при котором нужно что-то мастерить руками. Принципиально важно, чтобы ребенку при этом было интересно. Это связано с тем, что только с появлением положительного опыта упорного целенаправленного сосредоточения у него возникнет желание прилагать свои усилия и сосредотачиваться на предметах, которые ему не столь интересны.
И главное, конечно, не забывать хвалить ребенка за любые, пусть и минимальные, успехи и достижения. Ваша похвала будет для него лучшим стимулом!
Как научить ребенка учиться? Мальчик 10 лет - умный, но нет тяги к учебе. Не хватает внимания, быстро переключается, не может сосредоточиться, ситуация тянется с 1 -го класса.
Сложности со вниманием являются одной из самых распространенных причин неуспеваемости у интеллектуально развитых детей.
Причем чаще такие трудности возникают как раз у мальчиков. Как правило, у человека лучше развито одно из свойств внимания: либо способность к длительной концентрации, либо умение легко переключаться с одного вида деятельности на другой. Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и помочь ему определить подходящий режим занятий.
Детям с хорошей концентрацией внимания легче выполнять задания за один прием. Таких детей не следует отвлекать во время работы. Обычно они лучше учатся в школе и вызывают меньше претензий у педагогов. Ребята с высокой способностью к переключению внимания, напротив, быстро утомляются от однообразной деятельности. Таким детям бывает трудно сосредоточиться на чем-то одном, долго удерживать внимание, они часто отвлекаются на посторонние дела. Обладая хорошим интеллектуальным потенциалом, они часто неуспешны в школе как раз из-за того, что могут что-то прослушать, не записать задание, по причине невнимательности допустить ошибки в работе. К тому же, отвлекаясь во время урока, они могут мешать другим ребятам, вследствие чего получают замечания от учителя и его негативную реакцию. Неуспешность в школе как раз и приводит к тому, что у ребенка пропадает желание добиваться хороших оценок, стараться учиться лучше.
Решение проблемы следует начать с того, чтобы помочь ребенку организовать свое время вне школы и облегчить процесс выполнения домашних заданий. Дети с высокой переключаемостью внимания физически не способны долгое время заниматься монотонной однообразной деятельностью. Поэтому им лучше делать поочередно упражнения по разным предметам, чередуя их с короткими перерывами, во время которых можно перекусить, сделать небольшую зарядку, поиграть.
Сложнее стоит вопрос с поведением в школе, ведь на уроке у ребят нет возможности переключаться на другие занятия. Поэтому важно вместе с ребенком придумать такие способы, которые позволили бы ему передохнуть во время урока, на минутку переключиться, но при этом не мешать остальным. Некоторым детям легче слушать учителя, если они в этот момент рисуют или вертят что-то в руках. Поговорите с учителями, узнайте их взгляд на ситуацию, постарайтесь вместе найти компромисс. Во время урока такого ребенка можно нагружать поручениями: вытереть с доски, сходить за журналом... Как показывает практика, ребята с высокой способностью к переключению при таком темпе работы успевают понять материал не хуже, чем их сверстники.
Моему сыну 10 лет, он перешел в 5-й класс. Он все делает очень медленно и у него плохая память. Что делать?
Прежде всего следует отметить тот факт, что переход ребенка из начальной школы в среднюю - это для него сложная, даже, можно сказать, стрессовая ситуация. Прежде всего, возрастает учебная нагрузка, так как появляются новые предметы. Если раньше был один учитель, который преподавал большую часть предметов и параллельно выполнял функции классного руководителя, то теперь каждый педагог ведет свой предмет. Отныне не только ребенку необходимо учитывать мнения и критерии оценки разных преподавателей, но и педагогам также требуется некоторое время, чтобы присмотреться к ученикам, лучше узнать и понять их личностные и интеллектуальные особенности. При этом у детей нередко возникают трудности с успеваемостью, и важно понять, с чем связаны возникающие сложности, что происходит с ребенком, чем можно помочь ему в данной ситуации.
Для того чтобы разобраться, как реагировать на медлительность ребенка и как развить его память, необходимо, прежде всего, выявить причины этой медлительности и проанализировать индивидуальные особенности памяти ребенка.
Итак, почему ребенок делает все очень медленно?
Первая причина может быть связана с тем, что ребенок с самого рождения отличался медлительностью, но теперь, при переходе в среднюю школу, эта его особенность стала наиболее заметна. В этом случае медлительность отражает физиологическую особенность нервной системы, которая определяется преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения. Это то, что дано ребенку природой и что кардинально изменить невозможно. Особенность нервной системы откладывает отпечаток на все сферы развития, поведения и деятельности ребенка, в том числе и на его память.
В этом случае родителям и учителям, взаимодействующим с ребенком и организующим его обучение, можно дать следующие рекомендации.
1. Давайте ребенку для работы столько времени, сколько ему необходимо.
Обычно медлительным ребятам необходимо больше времени, чтобы начать что-то делать, собраться с мыслями и ответить на вопрос, вспомнить то, что необходимо, переключиться с одного вида деятельности на другой. Период «врабатываемости» или подготовки у них значительно больше. Это абсолютно нормально, так как связано с
биохимическими процессами организма. Если постоянно подгонять ребенка и держать его в напряжении, приговаривая, что время вышло, что он опаздывает, что нужно делать все быстрее, ваши слова возымеют обратный эффект. Ребенок начнет нервничать и переживать, что не успевает, - и это еще в большей степени будет тормозить его деятельность.
2. Дайте возможность ребенку самому выбирать, чем он будет заниматься и что ему нравится,
Взрослые часто принимают решения за своих детей: когда ребенок пойдет гулять, сколько времени ему нужно тратить на домашнее задание, что необходимо сделать и в какой последовательности. Конечно же, они руководствуются лучшими побуждениями, но часто не дают детям проявить самостоятельность, активность и инициативу. В подобном случае ребенок привыкает быть ведомым и постоянно ждет импульса для начала своей деятельности из внешней среды - от родителей, одноклассников, учителей. Ему постоянно требуются напоминания, одергивания, просьбы, все необходимо повторять по нескольку раз, так как слова пропускаются мимо ушей.
Выясните: может быть, вашему ребенку непонятно, что он должен делать и какие у него обязанности. Сделайте ваши пожелания абсолютно ясными для него, четкими и понятными. Можно сесть вместе с ребенком и составить список его дел, расписание на неделю. Таким образом, и вы сами, и ребенок будете точно знать, когда какое задание нужно выполнить.
3. Составьте расписание, план необходимых действий на день, Для ребят с данными особенностями очень важно иметь четкий
режим дня и расписание. Когда ребенок самостоятельно или вместе с родителями заранее продумывает план и распорядок своего дня, он научается самостоятельно определять, сколько времени ему необходимо, чтобы выполнить то или иное задание. Это позволит ему отслеживать свой темп работы, научит мобилизовываться и быстро включаться в деятельность. Также школьник начнет понимать, что чем быстрее он выполнит требуемое задание, тем больше у него останется свободного времени для отдыха, игр и совместного времяпрепровождения с родителями и друзьями.
Особенно важно соблюдать данное правило при подготовке домашнего задания. Если, например, необходимо выполнить упражнение по русскому языку, прочитать параграф и ответить на вопросы, решить задания по математике, где нужно произвести много действий, то такое большое задание необходимо разбить на шаги. Постепенное, пошаговое выполнение поможет ребенку быстрее сконцентрироваться на выполнении каждого конкретного «маленького» задания, увидеть свой успех. Полученный результат будет мотивировать ребенка к дальнейшим действиям и в конечном итоге поможет ему справиться с общим заданием значительно быстрее.
|
|