Повседневная жизнь, как в детском, так и во взрослом возрасте протекает по определенной программе. Она является результатом жизненного распорядка, который сложился на протяжении многих лет. Эту программу попросту можно назвать режимом дня: чередование работы, отдыха, развлечений, еды, сна. Такая четкая программа всегда оказывает на организм положительное воздействие. Подростки еще не могут самостоятельно правильно распределить время, поэтому помочь им в этом обязанность родителей. Привычка четко организовывать свой день поможет ребенку и во взрослой жизни, сохранит в дальнейшем физическое и психическое здоровье.
Чтобы режим дня не стал для подростка некоей полицейской дубинкой, родителям могут помочь следующие рекомендации:
1. У ребенка необходимо воспитывать ответственность за выполнение возложенных на него задач. Нужно сделать так, чтобы укоренилась в сознании необходимость выполнения работы с одной стороны и, с другой, эта работа не была в тягость. А поскольку основная деятельность в подростковом возрасте это учеба, то в первое время здесь необходимо постоянное внимание родителей. Во время приготовления уроков, особенно в младшем школьном возрасте, они должны быть по возможности рядом, но не в качестве строгих контролеров, а в роли друга, готового прийти на помощь в трудной ситуации.
2. Учеба – это умственная работа. Ее выполнение связано с усталостью. Учебные занятия умственно уставшего человека не дадут хорошего результата. Поэтому, перед учебой или выполнением домашнего задания, рекомендуется заняться любой работой, которая исключает умственные действия: прогулка или игра на свежем воздухе, ручной труд, работа по дому, занятие музыкой и т.п. Компьютерные игры и просмотр телепередач не способствуют умственному отдыху. Лучшим временем, отведенным для приготовления заданных на дом уроков, считается 15-16 часов.
3. Нужно внимательно изучить наклонности и способности ребенка, что будет иметь значение при составлении режима дня, в который будут включены часы посещения кружков, секций, индивидуальных занятий и т.д.
4. Родители должны создать в доме такую атмосферу, которая не исключает инициативу ребенка, а стимулирует ее, т.е. при необходимости распределение времени режима дня в разумных пределах можно корректировать. Кроме всего прочего, к сожалению, случаются болезни, и к великой детской радости приходят праздники, гости и другие неожиданности.
5. Если в семье не один школьник, то важен индивидуальный подход к каждому в создании его собственного режима дня.
6. В расписание обязательно нужно включить так называемое «свободное время», т.е. когда подросток потратит его по своему усмотрению, но не более полутора часов.
Вот основные положения, которые следует брать во внимание:
• Определенная продолжительность различных видов деятельности при их рациональном чередовании и регулярности.
• Активный отдых на свежем воздухе.
• Регулярное питание.
• Время для посещения кружков, секций, индивидуальных занятий.
• Гигиенически полноценный сон.