Вот и доросли! А ведь, кажется, совсем недавно ваш малыш лежал в колыбельке, делал первые шаги. А теперь он подрос, и вы чувствуете, что ему пора учиться писать свои первые в жизни буквы. Конечно, для всех этот момент наступает по-разному. Как же определить, настал ли тот возраст у вашего ребенка, когда с ним можно начинать изучать и писать первые буквы? Оказывается, существует несколько важных предпосылок, которые буквально «сигнализируют» о том, что малыш по-настоящему готов к этому нелегкому, но очень увлекательному процессу.
Итак, первый шаг, который вам необходимо сделать, - тестируем слуховую и зрительную память ребенка.
Вы показываете ребенку изображение печатной буквы (по одной!), а он при этом должен с помощью ручки или карандаша правильно изобразить эту букву. Затем необходимо показать малышу десять букв, по очереди, и убрать их из вида, а ребенок должен попытаться начертить их так, как он их запомнил. Если все сделано правильно, значит, зрительная память ребенка уже готова к тому, чтобы обучаться печатному письму. Если же допущены ошибки, и их достаточно много, то начинать учиться писать рановато. В этом случае вам предстоит заняться коррекцией зрительной памяти. Для этого регулярно занимайтесь с малышом в написании им по памяти печатных букв до тех пор, пока он не научится, вспоминая, правильно изображать их контуры.
Подготовленный к началу обучения письму ребенок может на слух выделять звуки из названий любых предметов. Начинайте проверять с простых, односложных слов с пропущенным гласным звуком. Для этого нужно написать на бумаге согласные буквы в простом слове, а вместо гласной буквы поставить точку. Затем произнесите данное слово, специально растянув гласный звук, который пропущен. Проверяйте пропуски всех простых гласных букв. Их шесть - а, о, у, ы, э, и. Если для малыша не составляет труда самостоятельно выполнить такое задание, значит, его слуховая память стопроцентно готова к обучению письму. Если же он выделяет и называет пропущенные гласные звуки только с вашей помощью, значит, вам необходимо провести небольшую коррекцию слуховой памяти малыша, с тем, чтобы он научился делать это самостоятельно. Если же у ребенка совсем не получается выделять пропущенные гласные звуки, даже с вашей помощью, следовательно, его слуховая память пока не готова обучаться печатному письму.
До той поры, пока малыш не начнется слышать и называть пропущенные из названий слов гласные звуки, с ним необходимо проводить занятия на коррекцию слуховой памяти. Процесс этой коррекции следующий. Гласный звук, который пропущен в названии слова, тяните так долго, пока ребенок его не услышит и не повторит уже вместе с вами. Например: «СА-А-А-АД, ХО-О-О-ОР и т.д». Коррекцию начинайте с простых односложных слов, а затем постепенно начинайте усложнять задание.
Как только, ваш ребенок научится выделять пропущенные гласные звуки, значит можно начинать обучать его печатному письму. Очень хорошо пользоваться при этом Программой «Как научиться читать до школы».
Если зрительная и слуховая памяти ребенка полностью готовы, начинайте овладевать печатным письмом. Затем переходите на изучение каллиграфического письма. При этом происходит активное развитие мелкой моторики рук ребенка. Почаще выполняйте следующее упражнение: ребенок обводит пальчиком письменные буквы, сделанные из наждачной бумаги, а затем прописывает их на альбомных листах. Для развития моторики можно воспользоваться специальными обучающими тренажерами для рук.
Тренажёры бывают с рельефными дорожками для обучения письму на русском, английском или немецком языке. Обучающее пособие «Тренажёр для письма» выпускается на 12 языках. Учебное пособие рекомендовано Экспертным советом по общему образованию Министерства образования и науки России, Украины и Республики Беларусь, и ведущими педагогическими центрами других стран. В ряде стран оно входит в комплект первоклассника. Эффект тренажёра основан на включении в процессе письма дополнительно к зрительному анализатору сенсорного и слухового (звукового) анализаторов. Буквы воспринимаются ребёнком в виде «считываемых» с рельефной дорожки сенсорных и звуковых сигналов.
Ребёнок может не просто механически обводить буквы, но и искать их на планшете (пластине), сравнивать между собой по написанию, играть на скорость выведения красивых букв на бумаге, в одинаковое... Т.е. данный тренажёр также является развивающей игрой.
Помните, что пока ребенок не пошел в школу, начинать необходимо с печатных букв, с параллельными занятиями чтением. И только после овладения техникой написания печатных букв можно приступать к обучению навыкам каллиграфического письма.