Если вы имеете дело с тревожным ребенком, то его участие в любых новых играх должно проходить поэтапным путем. Сначала такой ребенок должен ознакомиться с правилами игры, посмотреть как в нее будут играть другие дети и только потом, когда он сам того захочет, стать ее участником.
Обязательно нужно избегать соревновательных моментов и играх, в которых есть учет скорости выполнения заданий, к примеру, таких как «кто будет быстрее?». Если взрослые вводят новые игры, то для того, чтобы тревожные дети не ощущали какую-либо опасность от таких встреч с неизвестным для них, лучше провести такие игры на материале, который ребенку уже знаком (на картинках, карточках).
Можно пользоваться частями инструкций или правилами из игр, в которые такие дети уже играли неоднократно. Игры, в которых у ребенка закрыты глаза, рекомендуется использовать лишь после длительных занятий с ребенком, когда он сам для себя решает, что в состоянии выполнить то или иное условие.
Если ваш ребенок тревожен уж очень сильно, то начните работу с ним с дыхательных и релаксационных упражнений. К примеру: «Воздушные шарики», «Корабли на ветру», «Дудочки», «Штанги», «Винтики», «Водопады» и другие. Чуть позже, когда ребенок начнет осваиваться, можно к перечисленным упражнениям добавить такие: «Подарки под елкой», «Маленькая драка», «Сосульки», «Шалтай-Болтай», «Танцующая рука».
В игры коллективного характера тревожных детей можно включать, если они чувствуют себя комфортно, а процессы общения с другими детьми не вызывают у них больших трудностей. На данном этапе работы полезными будут игры «Драконы», «Слепые танцы», «Насосы и мячи», «Головомячики», «Гусеницы», «Бумажный мячик».