Долгое время ребёнка воспитывают родители, а в возрасте 7 лет воспитание ребёнка доверяют педагогам. И вот тогда появляется термин "трудновоспитуемые" дети, которые применяют учителя в своей оценке некоторых детей. Педагоги выделяют три типа семей, в которых вырастают такие дети.
1. Семья где один ребёнок. Ребёнок в такой семье растёт избалованным, потому как в нём души не чают. Очень скоро он привыкает, что всё для него. Попадая в коллектив, где, конечно, условия меняются, это приводит к возникновению конфликтов, а ребёнок начинает сопротивляться воспитательному процессу. На встречах с родителями нужно напомнить им, что они, прежде всего, должны смотреть на ребёнка как на личность, а не как на экзотический цветок.
2. Тип семей, где материальная сторона заслоняет духовную жизнь родителей. Главная задача такой семьи "жить не хуже других" и её они прививают ребёнку. Ребёнок вырастает эгоистом, старается побольше "урвать", делает только то, что выгодно для него и плюёт на учение. Здесь воспитательный процесс надо, конечно, начинать с родителей, дипломатически им объяснить какой должен быть подход к ребёнку на примерах других семей.
3. Семья, которой нет дела для ребёнка, ребёнок находится без надзора. Чаще всего родители в таких семьях употребляют алкоголь. В таких семьях принято неуважение друг к другу, скандалы, драки. Дети живут собственной, нелёгкой жизнь. Вывести из этого состояния ребёнка педагогу очень нелегко. Чаще всего у детей напрочь отсутствует дисциплина, они грубы и жестоки. Это самый тяжёлый случай для педагога, таких детей не возьмёшь просто упрёком или назиданием, ребёнка необходимо вырвать из среды его обитания, проку в системе доброты и злости нет.