Рассмотрим ситуацию: ребенок взял два мандарина, съел – один, а очистки и второй мандарин бросил на кухонный стол.
Обычная реакция взрослого: приказным тоном ребенку предлагается немедленно убрать мандарин и выбросить очистки.
Реакция ребенка: подчинение, либо уклонение, либо открытое неповиновение. Если даже он подчинился, то ненадолго. Вскоре дитя перестанет слушать родителей, а затем и вовсе взбунтуется.
Существует опасность: приказывая ребенку, добиваешься его покорности, но, одновременно, он не получает навыков самостоятельных действий. Повторяя из раза в раз свои требования ребенку, мы лишаем его способности проявлять инициативу в отсутствие взрослых. Казалось бы, указывая ребенку, мы учим его, как необходимо поступить в той или иной ситуации. Но это не так. Сама структура произнесенной фразы стирает информацию, содержащуюся в ней.
Цель родителей: развитие у детей чувства ответственности.
Чтобы помочь ребенку навести порядок в его мыслях, и помочь ему осознать перечень его обязанностей, объясняйте ему, показывайте ему, давайте ориентиры. Со временем мозг ребенка усвоит полученную информацию и упорядочит ее. Таким образом, ребенок не будет выполнять приказы взрослых, а будет работать над своим мышлением.
Новая установка для взрослого: дайте ребенку точные указания, что именно он должен делать. Обучайте его: «Мандарин, который не съеден тобой, нужно положить в холодильник, очистки от съеденного – выбросить в ведро с мусором».
Подсказка для взрослого: следите за интонацией.