До школы ребенок должен обладать определенным багажом знаний и навыков, чтобы адаптироваться к новым условиям и успешно овладевать школьной наукой. Прежде всего, это знания о себе, своей семье: домашний адрес, имена родных и близких, их профессию и место работы, должна быть развита звуковая и эмоциональная культура речи, умение сосредотачиваться и переключаться.
Информация об окружающем мире: знать последовательность и основные признаки времен года, названия месяцев и дней недели. Знать названия основных растений и животных. Всей этой информацией ребенок должен уметь пользоваться, наблюдая окружающий мир, делать выводы, обобщать и анализировать увиденное, объяснять причинно-следственные связи.
Взрослые часто полагаются на наблюдательность и любопытство детей, считая что картина мира в представлении ребенка сложится сама. Но это ошибка, здесь нужен системный подход. Теперь об умениях. Шестилетний ребенок должен уметь наблюдать за процессами и явлениями, понимать цель наблюдения. Взрослым нужно постоянно, в игровой форме, предлагать ребенку называть признаки предметов, классифицировать эти признаки, играть в слова и в вопросы.