Сейчас во многих школах более широкое распространение получают практики по приему детей в первый класс, что основано на собеседовании. В процессе устной беседы с ребенком специалистами выясняются его умение составлять рассказ, отвечать на вопросы, решать простые задачи, пересказывать услышанный текст.
Проверяют также и навыки устного счета, анализируя речь ребенка. Смотрят, как хорошо тот умеет подбирать необходимые слова, богат ли его словарный запас, удается ли ему четко и связно выразить мысль. Приемная комиссия дополнительно проверяет способность ребенка понять поставленный вопрос и ответить на него существенно, не отвлекаясь на детали и второстепенные моменты. Проверке также подлежат также и фонематический слух ребенка, логичность его рассуждений.
Выполняя практические действия, смотрят также на сенсорное их развитие, умение и навыки планировать свои действия. Вместе с общим развитием, также выявляют и уровень начальных знаний у детей по основным дисциплинам программы. Например, знание детьми цифр, букв, умение считать, читать, владеть карандашом, резать ножницами и прочими предметами.