Раньше рождение ребенка обязательно сопровождалось выполнением вереницы обрядов, которые должны были “охранить” новорожденного от всяческих бед. Первым знаком, что в доме появился маленький новосел, было занавешенное окно.
Люди проходили по деревенской улице мимо и приветливо улыбались – человек родился! Но в течение почти шести недель малыша чужим не показывали. Таков был обычай, и он строго соблюдался. В семье радовались как мальчику, так и девочке.
Новорожденного после родов завертывали в отцовскую рубаху. Считалось, что отец после этого крепче полюбит свое дитя. На шею ребенка вешали разные амулеты. Считалось, что зашитая в холщовую тряпочку ртуть охранит малыша от сыпи, рожь сделает его привлекательным, добытый на охоте медвежий коготь придаст ему в будущем силу и смелость.
Отец мастерил для новорожденного люльку. Делалась она из податливой осины и сшивалась распаренными в кипятке ивовыми прутьями. Деревянным крюком прицепляли люльку к оцепу – длинному березовому колу, продетому в железное кольцо под самым потолком. Висела люлька на веревках и могла качаться вверх-вниз и из стороны в сторону.
Если ребенка брали из люльки, в нее тотчас клали материнские сапоги, чтобы “нечистая сила” не устроила какой-нибудь гадости. Нередко в старые времена можно было наблюдать и такую картину: собирается мать на улицу с ребенком и обязательно сделает сажей знак – пятнышко на лбу или за ухом малыша, чтобы его не “сглазили” недобрые люди.
Посмотреть на ребенка обязательно приходили родственники, приносили подарки – “на зубок”. Правда, это были не игрушки, как принято сейчас. Одни одаривали вкусным рыбником, другие – калитками, третьи несли старые тряпки на пеленки. Все это принималось с великой благодарностью.