По мнению экспертов, в настоящее время физические наказания являются распространенной, привычной практикой воспитания в российском обществе: «…У каждого родителя хотя бы раз поднималась рука» (Екатеринбург, Специалист по социальной работе). Однако оценить масштаб данного явления весьма сложно в силу ряда причин. Во-первых, как показывает анализ текстов интервью, не существует единого представления о том, что считать физическим наказанием. Диапазон физических воздействий, применяемых родителями в отношении ребенка, весьма широк: от потряхивания за плечи, шлепка по мягкому месту и постановки в угол до тяжких побоев, оставляющих синяки на теле ребенка: «Смотря как они наказывают: бывает, за двойку мы полупим, поставим в угол, а бывает, что мы избиваем так, что потом ребёнок приходит синий в школу, и из школы его уже увозят на скорой» (Екатеринбург, Инспектор комиссии по делам несовершеннолетних).
Во-вторых, экспертами отмечается тот факт, что не обо всех случаях физических наказаний становится известно другим – соседям, учителям и даже родственникам. Данные факты скрываются как самими родителями, так и детьми. Порой о том, что родители применяют физические наказания, становится известно либо случайно, либо в критической ситуации: «Наказывают, и довольно часто. Иногда просто в этом не признаются. Потом выясняется, в процессе выясняется. С виду благополучная семья, и мама та же, а выясняется, что мама бьет ребенка. Насколько часто – это трудно, потому что не все признаются, не все отвечают положительно на вопрос: «Наказываете ли Вы физически ребенка?» Может быть, даже запугивают ребенка, чтобы не говорил. А потом в процессе общения это все равно вскрывается». (Краснодар, Педагог-психолог)
По вопросу о допустимости физических наказаний мнения экспертов разделились. Так, некоторые из экспертов считают, что физические наказания недопустимы ни при каких обстоятельствах. Данная позиция обосновывается следующим образом. Во-первых, физические наказания безусловно вредны, так как, помимо физических страданий, причиняемых ребенку, унижают его личность, наносят психологическую травму, пробуждают и развивают в ребенке негативные эмоции и черты характера (злость, обиду, мстительность, жестокость, агрессию), снижают самооценку.