Меню
 
Партнеры
 
Здоровье и развитие детей в играх, оригами, раскрасках и аудиосказках » Особенности роста и развития ребенка » Физическое и психическое развитие детей младшего школьного возраста (8-11 лет)

Особенности роста и развития ребенка: Физическое и психическое развитие детей младшего школьного возраста (8-11 лет)
   
 
Физическое и психическое развитие детей младшего школьного возраста (8-11 лет)

В этом возрасте ребенок ежегодно прибавляет в весе в среднем 3 кг. Вес устанавливают по формуле:

вес ( кг)= 10 + (2 х п),

где 10 кг - средний вес ребенка в возрасте 1 года;

2 кг - средняя годовая прибавка в весе;

п - количество лёт.

Например, ребенку 8 лет. Тогда его средний нор­мальный вес должен быть равен: 10 + 2 х 8 = 26 кг.

Рост ребенка младшего школьного возраста опре­деляют по следующей формуле:

рост (см) = 75 + (5 х п),

где 75 см - средний рост ребенка в возрасте 1 года; •    5 см - средняя годовая прибавка в росте;

п - количество лет.

Если ребенку, например, 10 лет, то его средний нор­мальный рост должен быть равен: 75 + 5 х 10 -125 см.

Кожа детей обильно снабжена кровеносными сосу­дами. Ее состояние, окраска, пластичность позволяют до некоторой степени судить о состоянии здоровья ре­бенка. Будучи защитным покровом, она регулирует отдачу тепла, участвует в газовом обмене.

От правильного развития опорно-двигательного ап­парата ребенка, включающего костный скелет, суста­вы, связки, мышцы, зависит, как впоследствии он будет передвигаться, приобретать трудовые и другие навыки. Посильная, систематически выполняемая работа вызывает обильный приток крови в мышцах, улучшает их питание, способствует правильному рос­ту и развитию мышечной ткани. Именно в младшем школьном возрасте часто возникает искривление по­звоночника, поэтому надо обязательно следить за пра­вильным положением ребенка во время занятий, чте­ния (рис. 11). Укреплению опорно-двигательного ап­парата ребенка способствуют занятия плаванием.

Физические упражнения на воздухе, дыхательная гимнастика тренируют органы дыхания. Сердечно-со­судистая система ребенка отличается большой вынос­ливостью и работоспособностью.

К 7-8 годам, в основном, заканчивается развитие нервного аппарата, регулирующего деятельность сер­дца, увеличивается количество крови, выбрасываемой сердцем за 1 удар (в 9-10 раз по сравнению с новорож­денным). Изменяется частота пульса (у ребенка в 7 лет в среднем 87 ударов в 1 минуту). Но резервные возмож­ности сердечно-сосудистой системы не безграничны, и физическая нагрузка, способствующая тренировке сердечно-сосудистой системы, должна быть обоснован­ной и систематической.

Кроветворная система детей младшего школьного возраста по мере роста ребенка претерпевает различ­ные изменения. С возрастом количество эритроцитов и гемоглобина в крови снижается. В отношении лей­коцитов наблюдается та же закономерность.

Функция почек у детей в возрасте 7-10 лет легко нарушается при различных заболеваниях других ор­ганов и систем, поэтому необходим постоянный конт­роль за составом мочи, чтобы предупредить и своевре­менно выявить возможные заболевания мочевыделительной системы.

Обмен веществ у детей имеет свои особенности. Ра­стущий организм требует непрерывного восполнения энергетических затрат и поступления веществ, необ­ходимых для развития органов и тканей. Распределе­ние энергии у ребенка младшего школьного возраста отличается тем, что ее значительная часть расходует­ся на рост и отложение питательных веществ, а мень­шая - на работу мышц. Для обеспечения нормально­го основного обмена (в состоянии покоя, натощак, при температуре окружающей среды 20 °С) ребенку необ­ходимо больше калорий, чем взрослому (соответствен­но 44 и 23 ккал на 1 кг веса тела).

К 10 годам продолжают меняться и прорезываться зубы: сменяются боковые резцы и клыки. Как прави­ло, этот процесс не вызывает каких-либо осложнений.

У девочек раньше, чем у мальчиков, начинают про­исходить серьезные изменения в организме. Уже при­мерно с 8 лет отмечается округление таза и ягодиц, а в 9 лет околососковый кружок начинает выступать над кожей груди, единичные волосы появляются на лобке и под мышками. До 10 лет мальчики немного превос­ходят девочек в росте и в массе (примерно до 8,5 лет).

Появляются элементы познавательных эмоций,. формируются высшие нравственные эмоции - чут­кость, забота, чувство дружбы и долга. Возраст 7-8 лет - второй кризисный период в развитии психики человека. Нередко в этом возрасте могут выявляться первые несоответствия между ускоренным физиче­ским (в том числе половым) и психическим развити­ем. В этом возрасте совесть ребенка не терпит ника­ких компромиссов, для него существуют только край­ности: плохой - хороший, черное - белое, да - нет.

В возрасте до 8 лет ребенок находится где-то в про­межуточном состоянии: он уже не малыш, но еще и не подросток с его трудностями. Тем не менее именно в этом возрасте происходит коренная смена приорите­тов, и ребенок начинает подражать не окружающим его взрослым, а сверстникам, в первую очередь одно­классникам. Взрослые должны быть готовы к этому и ни в коем случае не реагировать болезненно на такие перемены в душе ребенка. К тому же ничего страшно­го не случилось, просто ваш малыш повзрослел, у него теперь новые друзья и новые интересы. Кстати, одним из авторитетов младшего школьника является его учи­тель.

Мнение сверстников не просто важно для ребенка, оно играет большую роль в его повседневной жизни. Если раньше ваш сын или дочь послушно надевали те костюмы, которые вы им выбрали, то теперь они де­лают, это с оглядкой на приятелей: «Что они скажут, не выгляжу ли я в нем слишком маленьким?» и т. д. Задача взрослых на этом этапе - с пониманием отнестись к изменившимся взглядам ребенка, к его новым приоритетам. Не следует заставлять ребенка надевать то, что ему совершенно не нравится, но и не надо пол­ностью идти у него на поводу. Попробуйте пойти на компромисс и выберите вместе с ним такую одежду, которая устроит вас обоих. Поверьте, для 6-7-летнего ребенка очень важно, что скажут о нем окружающие, и никакие ваши контрдоводы не изменят сложивше­гося положения.

Вот что обязательно следует делать - это уделять вашему подросшему малышу хотя бы немного време­ни на душевные разговоры. Если вы на данном этапе его жизни сможете остаться ему другом, вам гораздо легче будет общаться с подростком максимум лет че­рез пять. Умейте выслушивать своего ребенка, пойми­те, что ему нужно не только вкусно и сытно покушать, хорошо одеваться и отлично учиться. В любом возрас­те для ребенка важно, чтобы его понимали.

Если он будет чувствовать в вас поддержку и пони­мание, его равнение на сверстников останется прак­тически формальным, хотя бесследно не исчезнет -такова жизнь.

Попробуйте вместе с вашим ребенком разобраться, чем хороши его друзья, что следует делать, как они, а чего надо избегать. В этом возрасте еще хорошо дей­ствуют разговоры по душам, и ребенок чаще всего внемлет вашим поучениям, если только они не сдела­ны в грубой или слишком нудной форме. Давайте ре­бенку больше самостоятельности, но ни в коем случае не пускайте все его поступки и дела на самотек - он еще недостаточно взрослый и ответственный для этого.

Не торопитесь критиковать друзей ребенка - они на самом деле такие же дети, как и ваш сын или ваша дочь. Присмотритесь к ним: может быть,, общение с ними приносит вашему ребенку больше пользы, чем чего-то отрицательного. Приглашайте друзей вашего ребенка в гости, старайтесь общаться с ними на равных. Это не только поможет вам лучше разобраться в их характерах, но и доставит удовольствие вашему ребенку.

Ни в коем случае нельзя сравнивать вашего ребен­ка с кем-то постоянно или в нетактичной форме.На­пример, вы говорите пришедшей из школы дочери: «А что получила Света за эту контрольную? Пять? А по­чему же у тебя четыре?» Или: «Я знаю мальчика, ко­торый замечательно рисует и помогает маме по дому, а ты только и можешь, что бегать с друзьями на ули­це». Постоянные сравнения вашего ребенка с преус­певающими (часто вымышленными) учениками вызо­вут такие же отрицательные чувства, как и у вас, если ваш близкий человек будет постоянно критиковать вашу стряпню или умение вести хозяйство. Кстати, со­гласно статистике, именно учащиеся со средней успе­ваемостью гораздо лучше преуспевают во взрослой жизни, чем отличники-зубрилы.

Для ребенка очень унизительно, когда его считают хуже других. В этом случае он вообще перестанет при­слушиваться к мнению взрослых и найдет себе какой-нибудь совершенно потрясающий идеал среди своих сверстников, скорее всего из числа двоечников и ху­лиганов. Обязательно говорите ребенку, что он самый хороший, разумный и добрый и что друзья у него дол­жны быть такими же. В этом случае ваш ребенок не будет спрашивать мнения у кого-то еще, а авторите­том для него еще несколько лет, а, может быть, и всю жизнь будут понимающие его близкие люди.

В этом возрасте, когда происходит становление ав­торитетов, ни в коем случае не говорите ребенку: «Ты плохой, не буду с тобой разговаривать!» Для малыша самое страшное, что только способен сделать взрос­лый,- не замечать его. В научном эксперименте од­ного мышонка ласкали и чесали ему спинку, и из него получилась здоровая, большая и сильная мышь. Другого мышонка били и дергали за хвост, и он вырос ма­леньким, кусачим и болезненным» А третьего только кормили из миски и не обращали на него никакого внимания. Он умер. Ваш ребенок инстинктивно нач­нет шалить, устраивать истерики или выберет себе в друзья самого страшного хулигана из всей школы, лишь бы обратили на него внимание и заговорили с ним. Вы хотите оставаться для вашего ребенка авто­ритетом на долгие годы? Станьте для него не только родителем и воспитателем, но и другом. Понимая ре­бенка, взрослые формируют модель отношений людей друг к другу. Ребенок начинает понимать, что если ему верят и верит он, то можно рассчитывать друг на дру­га. Так постепенно 8-9-летний мальчик или девочка учатся строить свои отношения и со сверстниками, и со взрослыми людьми.

Главная ваша задача на данном этапе - это не сра­жаться с чужими детьми, которые якобы плохо влия­ют на Вашего мальчика или вашу девочку, а остаться для подросшего ребенка авторитетом, который он бу­дет уважать и к мнению которого он будет прислуши­ваться.

Дети в младшем школьном возрасте подвержены перепадам настроения, приступам раскаяния, угры­зениям совести, которая только начинает формиро­ваться. Часто поведение детей в этом возрасте прино­сит им самим больше неприятностей, чем взрослым. Не выполняя требования родителей, нарушая поряд­ки и правила, ребенок сам мучается от своих поступ­ков. Из чистого упрямства он может сказать грубое слово младшей сестре, а потом долго переживает, но не решится попросить прощения. Возраст младшего школьника полон сложностей и противоречий.

Кроме того, возраст 7 лет - переломный момент в жизни каждого ребенка в связи с поступлением в шко­лу. И родители, и учителя должны помочь в преодолении трудностей, ставших перед ним. При подготовке ребенка к школе обязательно советуйтесь с ним, обсуж­дайте все мелочи приобретений: какой купить ранец, какой пенал и т. д. Будущий школьник почувствует себя более взрослым и нужным человеком, с которым советуются и которому доверяют решение проблем.

Нельзя нагружать еще не окрепший ум ребенка лишними занятиями, а мышцы - излишне тяжелы­ми физическими упражнениями. В то же время ребен­ку в этом возрасте требуется развитие умственных и физических способностей. Составьте распорядок ре­бенка так, чтобы у него было все - и ничего сверх меры.

Спать маленькому школьнику требуется не менее 10 ч. При недосыпе хотя бы 1 часа уровень работоспо­собности ребенка упадет сразу на 30%. Хроническое недосыпание, как и переутомление, могут вызвать неврозы и, как следствие, раздражительность, гру­бость, рассеянность,

В качестве отдыха от умственных занятий хорошо использовать активный отдых на свежем отдыхе; осо­бый эффект дадут командные игры: волейбол, футбол, баскетбол и т. д. Подойдут также ролевые игры. Роле­вая игра помогает ребенку еще в раннем детстве полу­чить первый опыт общения с другими людьми, а в дальнейшем - лучше адаптироваться к окружаю­щей его обстановке. Эффективность использования иг­ровых технологий опирается на следующие аспекты возрастной психологии:

- человеку на протяжении всей жизни свойствен­но обыгрывать различные ситуации;

- в младшем школьном возрасте игра является ос­новной формой общения с окружающим миром вне школьных занятий;

- вырастая и приобретая навыки общения, подро­стки склонны воспринимать игру как наиболее привлекательную форму взаимного общения.

 Наиболее привлекательной и для детей, и для взрослых, и для подростков является ролевая игра, так как именно в ней человек может попробовать себя в различных ролях, продемонстрировать способности и таланты.

Игра принимает для младших школьников соци­альную окраску, они выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Становясь старше, подросток все больше вре­мени проводит, просто общаясь со сверстниками. По­степенно большинство игр отходят на второй план, однако не исчезает потребность осваивать новые фор­мы отношений между людьми, пробовать себя в раз­ных социальных ролях, добиваться признания окру­жающих. Но своими силами ребенок уже не способен создать удовлетворяющую его модель. Здесь-то на по­мощь и приходят ролевые игры. Самая распространен­ная форма ролевых игр для детей - это игры-драма­тизации (разыгрывание сценок, исполнение ролей). Такие игры можно проводить и дома, во время семей­ных праздников и дней рождений, и во время выездов на природу.

Подвижные и ролевые игры помогут ребенку не только развить свои таланты и умения, но и окажут незаменимую поддержку по адаптации его в обществе.


 
 

13 ноября 2008 Ключевые теги: физическое, психическое, развитие, детей
 
 

   
 
   
 
 
 
 

 
Поиск по сайту
 
Реклама
 
Статистика
 

 


Развитие детей | Online раскраски | Здоровье детей | Лепка из пластилина | Обучение чтению | Кубики Зайцева | Игры со Смешариками |
Развитие памяти | Детские сказки | Загадки для детей | Детские раскраски | Оригами для детей | Скороговорки | Фото Анне Гедес | Карта сайта


Copyright © 2008-2024 При использовании материалов сайта активная ссылка на http://www.ruskid.ru обязательна