|
Темперамент
Для способствования правильному психическому развитию малыша необходимо знать его темперамент. Каждый ребенок - отдельный, самобытный индивидуум с личностными свойствами и реакциями, которые сами по себе не являются ни хорошими, ни плохими, но которые могут порождать проблемы. Все дети уже в момент рождения весьма существенно различаются. Одни терпеливые и спокойные, другие громогласные и быстро возбуждающиеся. Одни не требуют особого внимания, а о других говорят, что они «трудные» дети. Психологи разработали систему определения темперамента маленького ребенка, исходя из 9 характерных особенностей детского поведения, таких как:
- активность. Имеется в виду двигательная активность: сколько времени малыш пребывает в движении, а сколько - ведет себя спокойно;
- сила привычки. Речь идет о биологических функциях организма: насколько регулярны время отхода ко сну, физиологические отправления, появление аппетита;
- согласие / неприятие - как ребенок реагирует на новые незнакомые раздражители, на новых людей, новые ситуации, сближается с чем-то новым или, наоборот, отступает;
- умение приспосабливаться - этот аспект непосредственно связан с предыдущим, но в основном здесь рассматривается, сколько времени требуется ребенку, чтобы адаптироваться и привыкнуть к ситуации. Примеры высокой и низкой приспособляемости: высокая - мама дала малышу в первый раз манную кашу, а он ее выплевывает первые два раза, но с третьего начинает есть с удовольствием; низкая - ребенок много раз, когда ему перед выходом на прогулку пытаются надеть теплую шапочку, долго плачет и вырывается, пока однажды не замерзнет;
- сенсорный порог раздражимости - насколько сильным должен быть раздражитель, чтобы вызвать у маленького ребенка ощутимую реакцию. Пример Бысс*с0го порога раздражимости: ребенок ударился головой, на лбу у него шишка, а он даже не обращает на это внимание. Низкий порог: ребенок просыпается даже от малейшего шума, тихого разговора;
- интенсивность реакции - насколько резки и энергичны реакции ребенка: он громко плачет и громко смеется или реагирует сдержанно;
- характерный настрой - можно ли сказать, что по своей натуре ребенок веселый, жизнерадостный, всем своим видом демонстрирует радость и удовольствие, или же он больше плачет, недоволен собой и миром;
- способность к концентрации - перестает ли младенец сосать в тот момент, когда кто-то входит в комнату, или продолжает свое важное занятие;
- настойчивость - как быстро ребенок сдается, если в игре что-то не получается, как часто он подходит к телевизору, плите, телефону, электрической розетке, горячему утюгу, хотя уже был наказан за это.
Для определения темперамента ребенка уже в возрасте 2-3 лет используют нижеприведенную таблицу.
По каждому из свойств темперамента вы можете обвести только одну цифру: 1 - высокая степень, 4 -
Таблица 3
Определение темперамента
1. Активность
|
Высокая
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Низкая
|
2. Сила привычки
|
Высокая
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Низкая
|
3. Согласие / неприятие
|
Высокая
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Низкая
|
4. Приспособляемость
|
Высокая
|
1
|
2
|
3
|
4
|
' Низкая
|
5. Сенсорный порог раздражимости
|
Высокий
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Низкий
|
в. Интенсивность реакции
|
Высокая
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Низкая
|
7. Характерный настрой
|
. Высокий
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Низкий
|
8. Степень концентрации внимания
|
Высокая
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1 Низкая
|
9. Настойчивость
|
Высокая
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Низкая
|
низкая, 2-3 - промежуточные значения. В итоге у вас получится примерная оценка темперамента вашего ребенка, которая поможет вам лучше понять его.
|
|