Нервно-психологическое развитие ребенка в грудном возрасте
Развитие психики ребенка - сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов -наследственно-биологических и социальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды). Психика ребенка находится в непрерывном развитии, которое не всегда протекает равномерно: периоды относительно медленного, постепенного созревания сменяются периодами бурного развития. Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физиологическими и психическими особенностями ребенка.
Грудной возраст относится к одному из периодов бурного развития психики детей. На этом этапе происходят преимущественное созревание и дифференциация основных двигательных функций. При ежедневном общении родителей с малышом происходит взаимное формирование поведения, накапливаются знания, развиваются навыки. Хотя новорожденный ребенок еще мал, его характер начинает формироваться уже с первых дней жизни, поэтому для него так важно общение с близкими людьми, особенно с мамой.
Становление высшей нервной деятельности на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует устойчивые связи с окружающим внешним миром. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения. Огромную роль в поведении ребенка играет речь. В этом возрасте периферические нервы, которые отходят от спинного и головного мозга, покрываются миелиновой оболочкой - своего рода изолятором. На различные раздражения ребенок начинает реагировать не хаотичными движениями, а целенаправленными.
Основу характера малыша составляют условные рефлексы, а точнее — соотношение положительных и отрицательных условных рефлексов. Понятно, что лучше та основа» в которой больше положительного и меньше отрицательного.
Положительные условные рефлексы у ребенка вырабатываются на питание» на доставляющие удовольствие гигиенические процедуры, на проявления заботы, ласку. Отрицательные условные рефлексы формируются на всякое раздражение, боль, голод, холод, излишний шум, сбой режима и др. В процессе общения мамы и малыша психологи выделили два аспекта: практический и духовно-психологический. Практический — это забота и уход: перепеленать, накормить, искупать, погулять, а психологический (основа взаимоотношений) - это обмен эмоциями.
С первых дней жизни малыш переживает почти весь спектр человеческих чувств: любовь, радость, печаль, гнев, тоску. Он не понимает слов, но прекрасно чувствует отношение к нему, интонацию голоса. Ребенок за короткий период времени привыкает к определенному режиму, к определенной последовательности. Его раздражают задержка с кормлением, мокрые подгузник и пеленки и т. д. Если процедуры, доставляющие удовольствие, делаются вовремя, если ребенок постоянно чувствует заботу матери, то у него постепенно сформируется спокойный, уравновешенный характер.
Одна из главных задач взрослых в период младенчества малыша — подарить ему уверенность в надежности окружающего мира. Многое зависит от тактильного контакта — прикосновения развивают органы чувств, способствуют психологическому прогрессу малыша. Помните, что только в период младенчества (примерно до 7-9 месяцев) малыш испытывает к матери совершенно бескорыстную любовь. Он любит ее не за то, что она всегда накормит и переоденет, а просто за то, что она есть. Что может быть прекрасней?
На первом месяце жизни малыш уже может удерживать в поле зрения предметы, начинает следить за движением предмета, прислушивается к звукам, голосу взрослого, начинает улыбаться, пытается, лежа на животе, удержать голову. При появлении чувства голода малыш начинает плакать, при близости материнской груди оживляется, открывает рот, производит глотательные движения.
С 2-3 недель жизни нужно ласково разговаривать с ребенком, петь ему, сначала выпрямившись, а затем склоняясь над лицом. Если обходить вокруг кровати, то этим стимулируется сначала сосредоточение, а затем слежение, локализация звука. Брать ребенка на . руки надо сначала в горизонтальном положении, а с 1,5 месяцев — в вертикальном в целях поднятия эмоционального тонуса и развития умения поднимать и удерживать голову в вертикальном положении. Спят дети в этом возрасте около 20 ч в сутки.
На втором месяце развития ребенка увеличивается время бодрствования и уменьшается время сна по сравнению с периодом новорожденности, а также происходит формирование определенного ритма и режима дня. Более длительные периоды бодрствования позволяют ребенку длительно контактировать с окружающими и стимулируют развитие разнообразных эмоциональных реакций. Малыш начинает фиксировать взгляд на предметах, лицах, следить за их перемещением. Его внимание привлекают яркие, блестящие, звучащие предметы. Подвешенные над кроваткой погремушки интересуют его, он дольше останавливает на них взгляд, рассматривает. Большая ошибка заключается в том, что многие родители подвешивают над ребенком гирлянду погремушек на очень низком расстоянии перед глазами малыша. При фиксации взгляда на близко расположенных игрушках у ребенка может развиться косоглазие. Игрушки над кроваткой необходимо подвешивать не менее чем 50 см над его грудью (такое расстояние считается оптимальным для правильной фиксации взора малыша). Все больше внимание малыша привлекают движущиеся предметы, за которыми он пытается следить. Но больше всего малыша интересует лицо мамы, в которое он с интересом и любовью всматривается (устанавливается зрительный контакт).
Ребенка крайне интересуют звуки, он активно прислушивается к окружающему звуковому фону, замирает, пытается сам издавать разнообразные звуки. У него меняются тембр, высота и мощь голоса, он начинает самостоятельно гулить. Малыш самостоятельно подает сигналы (разнообразные звуки) и ожидает ответа, улыбается в ответ на улыбку.
Кулачки малыша уже открываются, он делает хватательные движения, пытается держать игрушку. К двухмесячному возрасту малыш испытывает не меньшую потребность побыть на руках мамы и папы, чем в месячном возрасте — это потребность в ласке,тепле, чувстве защищенности, возможности успокоиться и расслабиться . Ребенок к 2 месяцам уже должен уметь многое. Например, лежа на спине, он должен уметь поворачивать голову вправо и влево, а если его положить на животик, то нормально развивающийся малыш должен приподнять голову, прогнуть спину и начать движения ручками и ножками, продемонстрировать рефлекс. ползания. Часто малыш пытается схватить ручками все доступные ему предметы — игрушку, соску, мамин палец, а, схватив, тянет их себе в рот.
К 2 месяцам жизни взгляд у ребенка уже фиксированный. Более того, ребенок прослеживает взглядом любой движущийся объект. Малыш узнает маму и других членов семьи, он понимает значение улыбки и иногда улыбается сам.
Он уже может делать первые попытки артикуляции звуков (произносит отдельные звуки). Именно в этом возрасте малыши начинают агукать и ворковать — производят булькающие гортанные звуки. Ребенок понимает, что его крик — это определенный сигнал для родителей, он призывает обратить на себя внимание. Причем он учится пользоваться этим сигналом и часто добивается своего: мама уже различает определенные нотки и изменения интонации в его голосе в зависимости от потребности.
Ребенок в этом возрасте начинает понимать закономерность, периодичность, постепенно привыкая к определенному распорядку дня (последовательности приема пищи, сна, бодрствования, купания и др.)
На третьем месяце развития малыш уже активно рассматривает яркие игрушки, картинки, светильники. Ребенок чаще приподнимает голову, удерживает в течение 5- 6 с и поворачивает ее в сторону, особенно в позе на животе; отводит ручки и ножки от туловища; выполняет вращательные движения ногами; поворачивается со спины на бок. Находясь в вертикальном положении» он способен длительно задерживать взгляд на лице взрослого.
Ребенок активно прислушивается к окружающим звукам, поворачивает голову в сторону источника звуковых сигналов, но больше всего ему нравится мамин голос. Звуки, издаваемые малышом, становятся более разнообразными, они становятся громче, тянет гласные звуки («а-а-а», «о-о-о» и др.), чаще смеется.
По тому, как ребенок ведет себя в состоянии активного бодрствования, можно судить о преобладающей эмоциональной реакции. Если окружающая малыша обстановка комфортная, он накормлен, то спокойные двигательные реакции сопровождаются протяжными звуками, улыбкой, широко открытыми глазами, положительной мимикой, это проявление хорошего настроения и положительных эмоций. Если малыш беспокоен, движения резкие, импульсивные, сопровождаются криком, плачем, хныканьем, такая реакция свидетельствует о преобладании отрицательных эмоций и плохого настроения.
Положительный эмоциональный фон характерен для здорового ребенка, находящегося в состоянии биологического комфорта. Отрицательный эмоциональный фон может быть одним из признаков дискомфорта, симптомом заболевания.
При общении с малышом у него оценивают отдельные важные параметры, такие как реакция на взрослых, звуковые и голосовые реакции, на световые раздражители. Также оценивают фиксацию взгляда и слежение за предметами, общее соматическое состояние, сенсорные и двигательные реакции.
Когда родители играют с лежащим на пеленальном столе малышом, щекочут его, ласковые прикосновения, как правило, вызывают радостный визг. При этом можно поиграть с ребенком в простую и всем известную игру «Идет коза рогатая...» В этот момент малыш не только слышит слова, но и чувствует движения пальцев по руке или носику. В этой обучающей игре участвуют все его органы чувств одновременно.
На третьем месяце жизни малыша наступает этап ускоренного развития. Он многому учится, познает окружающий мир, радуется общению. Ладошки чаще открыты, он держит игрушку и дольше с ней играет, изучает, пытается хлопать ручкой по предметам. В этот период малыш хватает ручкой все, что ему попадается: пеленку, одежду, игрушки и др.
Если малыша брать за ручки и приподнимать из положения лежа, он уже удерживает голову и выводит вперед плечики.
На руках в вертикальном положении ребенок более уверенно держит голову, поворачивает ее, предпочитает это положение и, когда его кладут горизонтально, проявляет беспокойство. При удержании ребенка под мышки или за ручки он встает на ножки, упирается стопами на твердую поверхность, удерживается несколько мгновений, но быстро устает.
Малыш часто сосет свои пальцы и кулачки, играет сними.
Если ребенок здоров и его психофизическое развитие соответствует возрасту, то в 3 месяца он должен демонстрировать определенные навыки и способности.
В течение небольшого времени он может самостоятельно удерживать голову, но шейные мышцы развиты еще недостаточно. Когда ребенка берут на руки, ему по-прежнему надо придерживать голову в одной плоскости с телом.
Ребенок в этом возрасте любит свободные движения, он активно двигает ручками и ножками и не любит быть спеленатым или когда его пеленают. Он с большим удовольствием принимает водные процедуры, активно плещется.
Малыш с интересом осматривает себя, ощупывает и часто тянет конечности в рот (проба на вкус). Ребенок легко узнает маму и других членов семьи, улыбается в ответ на улыбку.
Ребенку нужно позволять больше двигаться и стимулировать этот процесс и его уже не надо туго пеленать. Малыша в этом возрасте нужно чаще одевать в свободную одежду, как можно меньше пеленать и использовать спальный мешок, который не стесняет движений.
Ежедневно малыш уже может выполнять свой первый комплекс физических упражнений при комфортной для него температуре окружающего воздуха.
На четвертом месяце развития ребенка происходит становление многих важных навыков. Если малыш лежит на спине, он свободно осуществляет движения ногами и руками, поднимает их вверх, играет ими, захватывает ступни и пытается дотянуть их до рта. Свои руки кроха внимательно рассматривает. Если вложить в ладошку игрушку (колечко, небольшую погремушку), он производит захватывающее движение и пытается ее обследовать губами, языком, деснами. Малыш хватает предметы руками, удерживает, притягивает к себе висящую игрушку.
Выбор игрушек для малыша должен осуществляться очень ответственно. Они должны быть легкими, прочными, не иметь острых углов и царапающих поверхностей, хорошо мыться или чиститься, выполнены из нетоксичных материалов.
В этот возрастной период малыш способен дольше находиться в бодрствующем состоянии (до 1,5 ч и более) и поэтому требует большего общения.
Ребенок уже освоил переворачивание с живота на бок, опирается на локти, уверенно поднимает голову на 90° и поворачивает ее на 180°. Если посадить ребенка, он пытается удержаться, опираясь на ручки, стоит на твердой опоре с поддержкой.
Малыш издает разнообразные звуки, меняет форму рта, при гулении пускает пузыри, смеется, реагирует на щекотку. С малышом в этом возрасте надо постоянно разговаривать, чтобы развивать его еще не сформировавшуюся речь. Малыш должен ощутить чувства, испытываемые родителями. Большое значение имеет тон, в котором взрослые разговаривают с ребенком: логическое ударение, выделение какого-. либо слова означает радость, похвалу или упрек. Дети начинают понимать интонацию очень рано.
В этом возрасте малыш лучше оценивает расстояние до игрушки, меньше промахивается при ее захвате, точно следит за движущимися предметами, актив
но реагирует на телевизионные рекламные клипы. Быстрые перемещения и активные движение его живо интересуют.
Родители могут самостоятельно оценить физическое и психическое развитие своего малыша. Четырехмесячный ребенок активно двигает во время бодрствования ручками и ножками; захватывает ручками все, что окажется в пределах его досягаемости, в положении лежа на спине он приподнимает голову и пытается сесть, а из положения лежа на животе может самостоятельно поворачиваться на бок, может упираться ручками в матрасик, прогибать спину, пробовать приподнимать туловище. Ребенок узнает голоса мамы, папы, других членов семьи.
Четырехмесячный ребенок уже хорошо держит голову. Когда родители берут малыша на руки, голову ему поддерживать уже не обязательно. Нельзя подолгу держать кроху в вертикальном положении, сажать, ставить на ножки. Чтобы не допустить у ребенка искривления позвоночника, нужно уметь правильно держать малыша на руках: шея, лопатки и спинка должны лелсать у мамы на предплечье, а другой рукой мама придерживает таз и ножки.
Следует создать условия, чтобы малыш мог вволю шевелить руками и ногами, потягиваться, поворачивать головку. Всякое движение полезно для его развития.
На пятом месяце развития ребенок начинает проявлять больше самостоятельности, он подвижен, хорошо переворачивается с боку на бок, с живота на спину, пытается ползать, в позе на животе опирается на кисти рук и приподнимается. Малыш берет игрушку-точным движением, подолгу изучает ее, внимательно рассматривает, прислушивается к издаваемым звукам, ощупывает ее, пробует на вкус, роняет. Если она оказывается в поле его зрения и досягаемости, малыш берет ее снова. Новые зрительные, слуховые, тактильные ощущения, более точные и мелкие движения кисти, пальцев обогащают опыт ребенка, стимулируют психомоторное развитие и особенно речевые зоны мозга.
Малыш все чаще и чаще подражает звукам, разнообразно гулит, у него меняется тембр звуков, появляются и совершенствуются певучие гласные звуки.
Ребенок уже может недолго сидеть, опершись на подушки, стоит с поддержкой, а затем стоит, держась для равновесия. В этот период очень хорошо предоставлять малышу простор для двигательной активности: лучше всего — расстеленные на полу одеяла, так как манеж настоящего простора не дает.
Ребенок пытается играть с кубиками, колечками, пирамидкой. Малыш к 5 месяцам жизни поворачивает голову к говорящему, следит за движением его губ, пытается имитировать звуки, жесты, издает уже более разнообразные звуки, лепечет, часто пытается привлечь к себе внимание. Как правило, в этом возрасте ребенок уже хорошо узнает мать, различает тон ее голоса.
Во время игры и изучения погремушки у малыша появляется сосредоточенное выражение на лице, он хмурится и злится, если что-то не получается. При кормлении ребенок может отталкивать ложку с пищей, бросает игрушку и смотрит, куда она упала.
Ребенок уже достаточно подрос для того, чтобы постепенно приучаться к пользованию чашкой. Он сообразительный и довольно быстро поймет, что пить и принимать пищу можно не только из груди и из бутылочки. Это знание со временем поможет малышу отказаться от груди»
Сначала ребенок должен увидеть» как пользуется чашкой взрослый человек, которому он во всем подражает. Ее ли мама правильно поднесет чашку к ребенку и прижмет край к его губам, он будет пить. Пусть в это время в чашке будут сок или компот, вкус и: запах которых малыш хорошо знает. Постепенно ребенок привыкнет к чашке и будет с удовольствием из нее пить.
На следующем этане мама передает чашку в руки малышу. Удобнее пользоваться небольшой пластмассовой чашкой, которая если и упадет на стол или пол, в то не разобьется, и малыш не испугается. В чашку лучше наливать немного сока или кипяченой воды. Ребенок сам удерживает чашку, пока пьет, а мама слегка придерживает его за ручку. Ни в коем случае не следует путаться если ребенок уронил чашку или что-то другое на пол. Во-первых, малыш испугается и впоследствии будет бояться пользоваться посудой сам, а, во-вторых, ему может понравиться такая реакция мамы, и он может специально бросать чашку на пол, превратив это в игру.
Во время бодрствования ребенок уже не может лежать спокойно, он постоянно крутится, переворачивается, хочет до чего-то дотянуться и т. д. Ему все интересно, любопытно, во всем он должен участвовать.
К 5 месяцам родители замечают, что малыш все настойчивее пытается самостоятельно сесть. Однако сделать это он ещё не сможет, поскольку организм к этому не готов: голова по-прежнему перевешивает ноги, недостаточно окрепли мышцы, связки позвоночника, отсутствуют необходимые координация и точность движений. Зато в положении лежа на животе малыш уже твердо удерживает поднятую голову, время от времени с любопытством поворачивая ее в стороны.
Необходимо поощрять эти попытки малыша, ноне следует слишком форсировать события. Можно слегка помогать ему, для чего мама или пана должны дать ребенку возможность ухватиться ручками за пальцы, а затем притянуть малыша к себе. Ребенок присаживается на несколько секунд, затем следует возвратить его в положение лежа. Эти упражнения полезны для укрепления мышцы и связок спины, учат координации движений.
Малышу уже полгода. В этом возрасте он все больше и больше требует общения и внимания. Ребенок становится чувствительнее, четко определяет настроение и эмоциональное состояние взрослых, становится требователен и добивается общения окружающих. Малыш сердится, когда на него не обращают внимания, проявляет при этом беспокойство. Он уже способен различать свое и чужое имя.
Ребенок в этот период развития может некоторое время сидеть, самостоятельно используя свои руки для поддержания равновесия, недолго стоит с поддержкой. или удерживаясь за спинку кроватки. Важной предпосылкой здорового развития является контроль движений головы. Ребенок уверенно держит голову, когда его поднимают из положения лежа на спине.
Он хорошо освоил переворачивание с живота на спину, ползает, тянется за игрушкой и передвигается к ней. Игрушки и предметы берет точными движениями, указывает на игрушки, играет с кубиками, колечками, загребает их к себе, производит более точные движения пальцами. Во время игры у малыша появляется больше целенаправленности, мотивации движений. Он пытается вкладывать одни предметы в другие, подолгу изучает новую игрушку.
К полугодию ребенок четко различает звуки, внимательно слушает обращенную к нему речь, по-разному реагирует на меняющуюся музыку, пытается копировать мимику окружающих. В этот период развития с ребенком необходимо много говорить, комментировать выполняемую вами работу и т. д.
По интонации издаваемых звуков можно понять настроение ребенка. Вначале следует стимулировать лепет, вступая в перекличку с ребенком, когда он сам лепечет, вызывать подражание произносимым слогам и простым словам: «мама», «дай», «киса» и др. Развивая понимание речи, следует много разговаривать с ребенком, называть окружающих людей, предметы, действия.
Все дети в мире плачут и лепечут одинаково в первые месяцы жизни. Лишь с 6 месяцев младенец начинает делать отбор. Те звуки, которые обычно слышатся вокруг, он «произносит» чаще, другие из его «лексикона» постепенно исчезают. Если в 6 месяцев малыш вдруг перестает агукать и лепетать, следует срочно обращаться к врачу.
У малыша идет интенсивная подготовка к прорезыванию зубов, десны становятся набухшими и бугристыми, с истонченной слизистой оболочкой, которая покрывает костную пластинку. Частый зуд десен, боль, раздражительность и общее беспокойство значительно изменяют поведение крохи. Первыми у ребенка прорезываются нижние, затем верхние центральные резцы. Когда у крохи начинают резаться зубки, самый спокойный малыш способен превратиться в маленького разбойника, который норовит укусить всех и все, что попадается ему под руку. Поэтому следует давать малышу специальные зубные кольца, желательно, чтобы их было несколько штук разных цветов и размеров.
В шестимесячном возрасте ребенок уже хорошо знает свой распорядок дня, в том числе и время, отведенное для сна. Малыша уже не надо укачивать, убаюкивать, он должен уже засыпать сам, главное — создать ему соответствующие условия (тишину, комфорт).
у Множественные попытки самостоятельно сесть, тренировки с родителями не прошли даром — окрепли связки, мышцы и кости. В 6 месяцев, в начале 7-го месяца многие дети могут сами сесть. Однако сидеть долго ребенок еще не может, поскольку ему трудно удерживать равновесие, да и мышцы еще недостаточно сильны, и управлять ими ребенок еще не вполне научился. Процедура эта не должна быть длительной: преждевременная и интенсивная нагрузка на неокрепший позвоночник может стать причиной его искривления. Родители должны помогать ребенку осуществлять движения в полном объеме и выполнять с ним простые гимнастические упражнения.
В этом возрасте необходимо активно развивать психику малыша» Он постоянно наблюдает за мимикой родителей и тех, кто с ним общается, следит за их движениями, прислушивается к голосам, различает интонации, вслушивается в слова и т. д. Необходимо больше общаться и разговаривать с ребенком. Голос при этом должен быть ровным и спокойным, не следует при ребенке громко кричать, ругаться» сильно жестикулировать, т.к. все это пугает малыша, вызывает у него тревогу, беспокойство.
Хорошо известно, что ребенок — самый благодарный слушатель и зритель, он буквально впитывает информацию и знания. Чем больше мама занимается с ребенком, тем скорее он развивается психически и физически.
На седьмом месяце важным событием является ожидание появления первого зубика. У некоторых детей этот процесс уже свершился, но многие находятся только в ожидании и терпеливо переносят расстройства, возникающие в данный нелегкий период испытаний: обильное слюнотечение, боль в деснах и связанные с ней раздражительность, беспокойное поведение, обострение диатеза, подъем температуры тела, заложенность носа, появление разжиженного стула, снижение аппетита и др. Прорезывание зуба через ткани десны — процесс болезненный, сопровождающийся местной асептической воспалительной реакцией и общим ответом всего организма. Но случается, что зубки прорезываются с некоторым опозданием, это может быть проявлением индивидуальности развития. Мож но помочь зубкам малыша быстрее и менее болезненно прорезаться, если массировать десну и обезболивать ее специальным гелем для прорезывания зубов.
Нормально развивающийся ребенок к 7 месяцам умеет уверенно и довольно крепко хватать рукой любые доступные ему и заинтересовавшие его предметы, садиться без посторонней помощи и сидеть без поддержки несколько минут, из положения лежа на спине поворачиваться на бок и обратно, произносить разные звуки и даже отдельные слоги. Диапазон произносимых звуков у него достаточно широк, и гуление становится все более разнообразным. В это время малыши начинают как будто рассказывать что-то, особенно перед засыпанием и после пробуждения. В интонациях своих «монологов» дети подражают тому, что слышат от взрослых: что-то бормочут, лопочут - с небольшими паузами, как в настоящем разговоре, используя голосовые модуляции. Часто в 7 месяцев малыш уже вполне уверенно ползает, поднимается на четвереньки, тянется к своему изображению в зеркале.
Общение доставляет ребенку удовольствие: ему нравится узнавать лица близких людей, чувствовать их настроение, особенно мамы. На вопрос «Где?» малыш уже способен находить взглядом предмет, постоянно находящийся на одном месте. В этом возрасте малыша следует учить выполнению некоторых движений и действий по слову взрослого, вначале подкрепляя слово показом и помогая ребенку выполнить задание: «ладушки», «дай ручку», «до свидания».
На восьмом месяце развития ребенок реагирует на чужих людей (отличает своих от чужих), активно проявляет особенности характера. Он становится более настойчивым в достижении своих целей, отличается от малышей меньшего возраста разнообразием игр, подражает действиям взрослых — катает предметы, стучит ими, бросает.
У многих детей уже появились 1-2 нижних резца, начинают прорезываться боковые нижние и верхние резцы; ребенок часто ощупывает их языком, трогает пальчиками, пытается укусить и опробовать силу своего острого оружия.
Зная об основных нормах развития ребенка в возрасте 8 месяцев, мама может сама оценить, не отстает ли ее малыш в формировании положенных ему навыков и умений.
Ребенок к этому возрасту достаточно активен и, если не спит, много двигается, уже неплохо ползает; из положения лежа на спине или животе без особых затруднений переворачивается; уверенно пользуется ручками, и эти движения довольно точны. Предметы он хватает крепко и удерживает их; много упражняется в произнесении звуков и даже произносит отдельные слоги.
Многие дети на 8-м месяце жизни довольно хорошо освоили процесс ползания и теперь его совершенствуют. В кроватке ребенку становится тесно, ему нужен простор. Для обеспечения нормального физического развития малыша ему необходимо выделить место для ползания. Кругозор ребенка заметно расширяется, как только он получает доступ к самым разным вещам. Благодаря ползанию укрепляются все мышцы, в особенности те, что обеспечивают в дальнейшем хорошую осанку.
Родители должны позаботиться о создании условий для новых упражнений ребенка. Можно оборудовать уголок для ползания или приобрести достаточно просторный манеж. Если у малыша никак не получается ползание, помогите ему: поползайте вместе с ним, он с удовольствием повторит ваши движения, и у него все получится.
Ближе к 8 месяцам жизни ребенок уже может производить все более сложные манипуляции руками и пальцами. Для освоения точных движений, участия в
них указательного и большого пальцев, для игры требуются мелкие предметы. Можно нанизать колечки или пуговицы на крепкую нить, и пусть малыш изучает их: разглядывает, ощупывает. Предварительно все предметы, попадающие малышу в руки, должны быть проверены на прочность и тщательно обработаны, так как малыш их будет изучать и на вкус. Кроме того, родители должны наблюдать и присматривать за действиями ребенка, помня о том, что давать для игры мелкие предметы рискованно: какие-то из них малыш может взять в рот и даже проглотить.
Мимика малыша становится разнообразнее - появляются интерес и удивление при виде новой игрушки, незнакомого лица. Такое удивление специалисты объясняют развитием памяти на этом возрастном этапе.
На девятом месяце ребенок очень активен, быстро ползает, встает, удерживаясь за предметы (спинку кровати, край дивана), пытается передвигаться на ногах вдоль бортика при этом удерживаясь руками. Малыш уже способен совершать танцевальные движения под музыку.
Кроме того, ребенок в 9 месяцев пытается ручками разбирать пирамиды, строить сооружения из кубиков, колечек, складывать игрушки в ведерко и др. У него интенсивно работают пальчики, появляется возможность для более тонких созидательных игр. Происходит постепенная специализация указательного и большого пальцев. Работа пальцев рук — мощный стимул развития речевых навыков.
К этому времени некоторые малыши охотно повторяют за взрослыми слоги, сами подолгу лепечут, меняя при этом интонацию и силу голоса. Иногда малыш радует своих родителей произнесенным словом. К этому времени ребенок осваивает определенные жесты: машет ручкой, грозит пальчиком, берет и отдает предметы и др.
К 9 месяцам развития ребенка уже можно постепенно отучать от соски и приучать к горшку. Понятно, что приучаться к горшку ребенок должен только после того, как научится хорошо и долго сидеть. Для облегчения этого процесса лучше использовать горшок со спинкой.
На десятом месяце активно развивается психика малыша. Некоторые дети уже могут самостоятельно передвигаться, делая несколько шагов, активно ползают, не зная чувства края и страха. В этот период ребенок может упасть, удариться головой и получить травму. Необходимо обеспечить малышу безопасное окружение и неотступно ходить и следить за ним, но ограничивать движения не следует.
На этот возраст приходится наибольшее количество травм и повреждений. В целях их избежания обязательно следует:
1) убрать от ребенка отдельные мелкие предметы: пуговицы, монеты, ключи, части сломанных игрушек, оградить ребенка от включенных электроприборов, розеток, выключателей, горячих, колющих, режущих и других предметов;
2) закрепить дверцы тумбочек, шкафов, убрать от . него все химически опасное и травмирующее:
любознательный малыш ничего не оставит без внимания, обследования и пробы на вкус. В этот период наиболее часто повторяемым словом у родителей становится слово «нельзя!». Это слово следует всегда произносить с одинаковой интонацией, тогда ребенок легче будет воспринимать запрет и быстрее к нему привыкнет. В этом возрасте ребенок много и с удовольствием играет. Некоторые дети начинают произносить отдельные слова. Малыш по просьбе взрослого выполняет отдельные действия: открывает, закрывает, вынимает и т. д. Именно на 10-м месяце малыш впервые пробует подняться и спуститься по лесенке. В целях поддержания хорошего эмоционального тонуса, а также для развития ребенка можно проводить веселые игры — «догоню-догоню», «ладушки» и др. Для получения ребенком новых впечатлений и развития речи нужно показывать животных, заводные игрушки и картинки в книгах. Игрушки теперь нужно не подвешивать, а класть в кроватку, манеж, на пол. Надо показывать элементарные действия с предметами, побуждая ребенка к подражанию.
У ребенка на 10-м месяце уже может быть 4 зуба, а у некоторых бывает и 6. К первым двум зубкам на нижней челюсти, прибавляются 2 (или 4) зуба сверху.
В возрасте 11 месяцев большинство детей делают самостоятельные шаги, произносят первые слова и даже словосочетания. По интенсивности умственного развития этот месяц относится к самым насыщенным. Во многих движениях, действиях и даже словах появляется осознанность. В этот период необходимо много говорить с малышом, обращаться к нему, тренировать произношение слов, петь песенки. Все общение с ребенком должно происходить на равных. Никаких сюсюканий и ломаний языка быть не должно.
Все внимание нужно сконцентрировать на малыше, постараться оградить его от падений, поскольку движения еще плохо скоординированы, у него недостаточно натренирован вестибулярный аппарат и часто теряется равновесие. Прогулки на улице можно увеличить по времени, при этом одевая ребенка по сезону.
В 11 месяцев нормально развивающийся ребенок умеет уверенно, хорошо и долго сидеть; самостоятельно вставать на ножки, помогая себе руками и держась за руки мамы или папы, спинку кроватки, манежа, край дивана; с поддержкой довольно долго стоять и делать 2-3 шага без поддержки; держать чашку и пытаться пить из нее; произносить отдельные слова.
У многих детей к 11 месяцам уже есть 6-7 зубов: внизу - 2-3, вверху - 4. Если у ребенка небольшое запаздывание с зубами и к этому возрасту прорезались всего 4 зуба, но ребенок здоров, питается нормально, проявлений рахита у него нет, можно особенно не волноваться, по-видимому, они где-то на подходе.
На двенадцатом месяце развития малыш уже настолько продвинулся вперед, что может узнавать на фотографиях знакомых. Он подрос и приблизительно в 3 раза увеличил свой вес по сравнению с рождением. У него пополнился запас зубов, теперь их в среднем 6-8. В этом возрасте начинают появляться первые коренные зубы. При нормальном развитии ребенка уже можно постепенно пробовать приучать его к чистке зубов.
К концу первого года жизни малыш стал лучше и увереннее ходить, усовершенствовал движения рук, особенно пальчиков, и может иногда пользоваться пультом для телевизора, изучать и другую бытовую технику Его все больше интересуют не игрушки, а работающий пылесос, телевизор, компьютер, все хочется обследовать, понять. Все чаще и чаще он пытается разобрать игрушки, отвинтить колесики, надломить, оторвать, особенно если малыш — мальчик. Малыш вступает в следующий этап своего развития, он уже не младенец. В этом возрасте, как правило, большой родничок уже должен закрыться
Ребенок в год может пить из чашки без помощи взрослых; повторять некоторые действия родителей; произносить до 10 и более слов и называть по имени маму и папу, иногда и других членов семьи. Малыш произносит сдвоенный слог с гласной «а» («мама», «папа», «баба»). Когда ребенок замечает, что его первые попытки говорить обращают на себя внимание, он начинает осознавать, что каждая вещь имеет свое название. В возрасте 12 месяцев большинство детей начинают выговаривать отдельные слова: сначала это слова, обозначающие то, с чем они чаще всего имеют дело: названия игрушек, домашних животных, частей тела, «дай», «нельзя».
К 1 году вес ребенок весит около 10 кг, и уже нет необходимости взвешивать его слишком часто, достаточно делать это 1 раз в месяц. В этом возрасте нормальной прибавкой в весе считается 250 г ежемесячно.
Большинство детей начинают ходить в годовалом возрасте. Это, конечно, повод порадоваться для всех — и для родителей, и для малыша. Самые первые шаги малыш делает, держась за руки мамы или папы или опираясь на различные предметы, а затем, по мере тренировки, его шаги становятся все более уверенными, и, наконец, ребенок перестает нуждаться в постоянной поддержке и идет самостоятельно.
Первые шаги малышу даются с трудом, изящной его походку не назовешь. Движения его еще не скоординированы. Причинами неправильной походки у ребенка могут быть врожденный вывих или подвывих бедра, врожденная косолапость, рахит, вывих в коленном суставе, травма и др. Возникшие подозрения лучше развеять и посоветоваться со специалистом — врачом-ортопедом. В отдельных случаях может понадобиться консервативное или оперативное лечение.
Большинство детей в возрасте 12 месяцев уже хорошо освоили горшок и знают его предназначение. Однако некоторые малыши в этом возрасте на горшок не просятся, чаще всего это означает, что родители недостаточно поработали с ними, увлеклись использованием удобных разовых подгузников. В таких случаях родителям следует проявлять большую настойчивость в приучении ребенка к горшку, и со временем они непременно добьются успеха. При этом нельзя ругать малыша, кричать на него, вызывать отрицательные эмоции. Родителям следует проявить терпение. Необходимо использовать момент и ловить случай, вовремя подставлять горшок (когда он больше всего требуется), постепенно вырабатывая столь необходимый условный рефлекс. Со временем ребенок будет пользоваться горшком все более уверенно, вовремя проситься на него и даже обходиться в этих делах без участия мамы.
Уже в возрасте 1 года у ребенка может появиться вредная привычка — грызть ногти. Специалисты расценивают такую устойчивую привычку как невроз, и бороться с этой пагубной привычкой надо, найдя причину нервного поведения малыша.
У младенцев может появиться страх, носящий в этом возрасте чисто рефлекторный характер: малыш вздрагивает и плачет от яркого света, резкого звука. По мере взросления ребенка возникают ситуации,
которые он оценивает как опасные, травмирующие (поход к врачу, появление лающей собаки, приближение к горячему утюгу и т. д.) Благодаря хорошо развитой эмоциональной памяти ребенок надолго запоминает их, поэтому родителям надо стараться как можно больше сглаживать неприятные для малыша моменты, переключать его внимание на другие предметы. Если малыш пугается звука пылесоса, убирайте квартиру, когда кто-то другой из старших увезет его на прогулку; про лающую собаку расскажите малышу добрую сказку и т. д.
Мы рассмотрели физиологическое и психическое развитие ребенка до 1 года. Приведенные ниже данные с показаниями развития моторики помогут вам определить, нормально ли развивается ваш малыш.
1. Ребенок фиксирует взглядом предметы - 1 месяц ± 5 дней.
2. Улыбается - 1 месяц ± 6 дней.
3. Держит голову, лежа ничком, — 1,5 месяца ±5 дней.
4. Поворачивает голову на яркий предмет - 1,5 месяца ±10 дней.
5. Поворачивает голову на звук - 2 месяца ± 5 дней.
6. Агукает - 2 месяца 10 дней ± 3 дня.
7. Держит предмет в руке - 3 месяца ± 10 дней.
8. Поднимается на руках, лежа ничком, — 3,5 месяца ± 5 дней.
9. Отличает своих от чужих — к 5 месяцам =ь 3 дня.
10. Сам сидит — к 6 месяцам.
11. Прорезывается первый зуб - 6,5 месяцев ± 3 дня.
12.Стоит, держась за руки, — 6,5 месяцев ± 3 дня.
13. Произносит первые слоги - 7,5 месяцев ± 3 дня.
14.Сам садится - к 8 месяцам ± 5 дней.
15.Ходит, держась за руки, - 8,5 месяцев ± 5 дней.
16.Сам стоит - 10,5 месяцев ± 3 дня.
17.Сам ходит - к 11,5-12 месяцам.
18.Обязательное количество зубов к концу года - 7. Приведенные данные, разумеется, средние, но вы вполне можете руководствоваться ими.