| |
|
|
|
|
|
|
Урок V. Активное слушание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок V
Активное слушание
Когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо, несправедливо, когда он очень устал, что нужно сделать - это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (состоянии), "слышите его".
Для него этого лучше всего сказать, назвать "по имени" его чувство или переживание.
Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.
АКТИВНО СЛУШАТЬ РЕБЕНКА - ЗНАЧИТ "ВОЗВРАЩАТЬ" ЕМУ В БЕСЕДЕ ТО, ЧТО ОН ВАМ ПОВЕДАЛ, ПРИ ЭТОМ ОБОЗНАЧИВ ЕГО ЧУВСТВО.
Недостаток в воспитании: оставлять ребенка наедине с его переживаниями. Своим советом и критическими замечаниями родители как бы сообщают ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.
Родитель поняв внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.
Такое буквальное СОЧУВСТВИЕ родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление. Родители, которые потребовали "озвучить" чувство ребенка, рассказывают о неожиданных, чудодейственных результатах.
Правила беседы по способу активного слушания.
1. Если вы хотите послушать ребенка, обязательно, повернитесь к нему лицом.
2. Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.
Ваше положение по отношению к нему и ваша поза - первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.
3. Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Например:
Сын (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!
Родитель: Ты на него сильно обиделся.
Эта фраза удачна. Она показывает, что родитель настроился на "эмоциональную волну" сына, что он слышит и принимает его огорчение;
- А что случилось?
|
|
Фраза, оформленная как вопрос,
|
- Ты что на него обиделся?
|
не отражает сочувствия
|
Разница меду утвердительным и вопросительным предложениями очень незначительная, а реакция на них бывает очень разная.
4. Очень важно в беседе "держать паузу". После каждой реплики лучше всего промолчать. Это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка - может он что-то добавит. Если глаза ребенка смотрят не на вас, а в сторону или вдаль, то продолжайте молчать, в нем происходит очень важная и нужная внутренняя работа.
5. В вашем ответе важно повторить что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.
Беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ее вести непросто. Однако, этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как вы увидите результаты, которые он дает. Их 3:
- Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребенка. Замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
- Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений. Как часто мы оставляем детей наедине с грузом переживаний, в то время, когда несколько минут слушания успокоили бы ребенка. Многие родители рассказывают, что активное слушание помогло им впервые установить контакт со своими детьми.
- Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. Положительные результаты можно обнаружить уже в ходе беседы при активном слушании ребенка. Постепенно родители начинают обнаруживать изменения, более общего характера.
1. Родители сообщают, как о чуде, что дети сами довольно быстро начинают активно слушать их.
2. Успех окрыляет родителей; они замечают в себе что-то новое; чувствуют, что становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его "отрицательные" чувства. Родители начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаются. "Техника" активного слушания оказывается средством преображения родителей.
Мы думаем, что "применяем" ее к детям, а она меняет нас самих. В этом - ее чудесное свойство.
Д/з 1. Заполните таблицу, сначала напишите чувства, какие по-вашему мнению, испытывает ребенок. Пока не думайте о вашем ответе.
Ситуация и слова ребенка
|
Чувства ребенка
|
Ваш ответ
|
1. Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось.
|
|
|
2. Ребенку сделали укол, плачет: "Доктор плохой!".
|
|
|
3. Старший сын - маме: "Ты всегда ее защищаешь, говоришь, "маленькая", а меня никогда не жалеешь".
|
|
|
4. "Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись".
|
|
|
5. Ребенок роняет чашку, та разбивается: "Ой!! Моя ча-а-шечка!"
|
|
|
6. Влетает в дверь: "Мам, ты знаешь, Я сегодня первый написал и сдал контрольную!"
|
|
|
7. "Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!"
|
|
|
Д/з 2. Это продолжение первого задания.
Д/з 3. Начните то же делать в вашем повседневном общении с ребенком: замечайте моменты его различных переживании. Не забывайте о повествовательной форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.
Ответы на задания 1 и 2.
1. Ты очень расстроилась и было обидно.
2. Тебе больно, ты рассердилась на доктора.
3. Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.
4. Было очень неловко и обидно.
5. Ты испугалась, и чашечку очень жалко.
6. Здорово! Я вижу, ты очень рад.
7. Очень досадно .
Вывод: активное слушание - путь установления лучшего контакта, способ показать, что вы безусловно его принимаете со всеми его отказами, бедами, переживаниями.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|