Вам потребуется: мяч.
Покатите мяч в другой конец комнаты, попросите ребенка догнать его и принести вам. Повторите несколько раз.
Вам потребуются: кукольная коляска или тележка. Дайте ребенку коляску или тележку и отправьте на «прогулку» по квартире.
Предложите ребенку поиграть в зайчиков. Показы - вайте ребенку движения и просите его повторять их за вами. «Какие у зайчика ушки?». Приложите руки к голове, покажите заячьи ушки, подвигайте кистями рук над головой. «А как зайчик держит передние лапки?». Покажите. «А какой у зайца хвостик?». Сложив пальцы, покажите размеры хвостика. «А как зайчик прыгает?». Подпрыгните. «А теперь давай попрыгаем с заячьими ушками», подпрыгните, подняв руки над головой и так же с лапками и хвостиком. Подпрыгнув несколько раз на одном месте, пригласите ребенка прыгнуть вперед, если у него не получается, поддержите его под руки, прыгните еще раз.
Игра способствует развитию координации движений, моторики, укрепляет икроножные мышцы, мышцы ступни.
Пойте русскую народную песенку и просите ребенка делать то, о чем в этой песенке поется:
Заинька, улыбнись, серенький, улыбнись, Вот так, вот сяк улыбнись!
(Улыбнитесь ребенку.)
Заинька, поклонись, серенький, поклонись, Вот так, вот сяк поклонись!
(Покажите, как надо поклониться.)
Заинька, повернись, серенький, повернись, Вот так, вот сяк повернись!
(Повернитесь с разведенными руками.)
Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, Вот так, вот сяк топни ножкой!
(Топайте по очереди каждой ногой.)
Повторить 2—3 раза.
Игра способствует развитию координации движений, внимания, расширению словарного запаса, навыков аудирования.
Прочитайте малышу русскую народную потешку:
Мишка косолапый по лесу идет.
Шишки собирает и в карман кладет.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою — топ!
Обыграйте этот сюжет с малышом.
Повторить 2—3 раза.
Игра способствует развитию координации движений, речи.
Покажите ребенку, как ходит медведь на четырех лапах. Попросите его повторить ваши движения.
Игра способствует развитию координации движений.
Научите ребенка делать хлопки ладошами. После того, как он освоит это упражнение, играйте с ним в ладушки каждый день по несколько минут: сядьте перед ребенком, хлопая ладошами, читайте русскую народную потешку:
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка вкусненька,
Бражка сладенька,
Попили, поели,
Кыш, полетели!
Когда ребенок научится ритмично хлопать в ладоши, хлопайте поочередно: перед собой, над головой, за спиной.
Игра способствует развитию координации движений, учит выполнять команды, развивает чувство ритма, речевые навыки.
Вам потребуются: 4 стула.
Расставьте стулья по прямой линии так, чтобы между ними оставалось свободное пространство. Двигайтесь вместе с ребенком вперед, обходя каждый стул по кругу.
При этом можно напевать песенку Винни-Пуха:
Куда идем мы с Пятачком —
Большой-большой секрет!
И не расскажем мы о нем
Да-да, верней, нет-нет».
Б. Заходер
Через некоторое время малыш сможет
самостоятельно проделывать этот путь, напевая песенку без слов.
Игра способствует развитию координации движения, вестибулярного аппарата.
Вам потребуются: кегли.
Расставьте кегли в два ряда так, чтобы между ними мог пройти ребенок. В конце дорожки положите яркую игрушку. Попросите малыша принести вам игрушку, пройдя между рядами так, чтобы не сбить кегли. Первое время оставляйте достаточно широкое пространство, сужая его по мере адаптации ребенка.
Во время занятия можно читать стишок и ритмично хлопать в ладоши:
Вам потребуется: мяч.
Сядьте на пол напротив ребенка, покатите ему мяч, объясните, что он должен сделать то же самое. Покатав мяч по полу, покажите малышу, как можно кидать мячик. Дайте ему свободу действий. При этом можно читать стихотворение:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
А. Барто
Игра способствует развитию координации движений, речи.
Вам потребуется: мяч.
Покажите ребенку, как мяч отскакивает от пола при ударе, пусть он попробует повторить ваши действия.
Хлопая мяч о пол, читайте стихотворение:
Мячик — прыг, мячик — скок,
Быстро прыгнул за порог.
Закатился за кусты,
Мячик, мячик, где же ты?
С. Михалков
Игра способствует развитию координации движений, укрепляет мышцы рук.
Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая потешку и изменяя движения соответственно тексту.
Ехали мы, ехали,
В лес за орехами
На бочке, на бочке
По ровненькой дорожке,
Темной-темной ночкой
По кочке, по кочке.
Утром — по оврагам,
Днем — по ухабам,
Заехали на горку,
И в ямку бух!
Игра способствует развитию координации движений, вестибулярного аппарата, речи.
Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая потешку.
Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
Как кричит наша лошадка? (Иго-го)
А по кочкам ловко-ловко
Мы проедем на коровке.
Как мычит корова наша? (Му-у-у).
На собаке — по оврагам (Гав-гав-гав),
А на кошке — по ухабам (Мяу).
Мы скакали, мы скакали,
А теперь скакать устали.
В ямку — бух!
Шведская народная песенка.
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нет.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
— Ав-ав-ав!
(Два цыпленка у порога... кря-кря, две коровки, две лошадки, два козленка и т.д.)
А ну-ка, отними Поднимите над головой ребенка яркую игрушку. Попросите ее достать. Игрушка должна находиться на такой высоте, чтобы малышу пришлось подпрыгнуть для того, чтобы дотянуться до нее.
1.
. Положите игрушку на дальний конец дивана, чтобы ребенку пришлось залезть на диван, достать игрушку, а потом слезть с него. Попросите малыша принести вам эту игрушку.
2.
Положите игрушку так, чтобы малыш достал ее после того, как пролез под стулом на четвереньках. Попросите достать игрушку.
3.
Положите игрушку под диван у стены, чтобы ребенок прополз за ней на животе. Попросите достать игрушку.
Разложите на полу предметы, через которые надо перешагивать (крупные игрушки, палку и т.д.). Предложите малышу поиграть в «прогулку по квартире», «Гуляйте», держа его за руку, помогайте крохе перешагивать разложенные вами предметы.
Вам потребуются: яркая игрушка, три коробки. Поставьте перед ребенком 3 коробки. В течение игры наблюдайте за малышом, обращая внимание на то, куда он смотрит. Покажите ребенку игрушку, на его глазах положите ее под одну из коробок, вытащите и положите под другую коробку, затем — под третью, оставьте игрушку там. Спросите у ребенка, где игрушка. Прежде чем он покажет, проследите за его взглядом — малыш должен посмотреть на ту коробку, под которой находится игрушка. Повторите игру, поместив предмет под другую коробку. Если ребенок указывает не на ту коробку, поднимите ее, покажите, что там ничего нет. Когда игрушка будет найдена, похвалите кроху.
Игра способствует развитию внимания, поисковых навыков.
Вам потребуются: яркий мелкий предмет, три коробки. Положите предмет себе на ладонь и сожмите ее, так, чтобы ребенок это видел. Просуньте руку под одну из коробок, вытащите, не разжимая кулака и не показывая ребенку, есть ли в руке игрушка. Просовывая руку поочередно под каждую из коробок, под одной из них оставьте игрушку. Покажите малышу пустую руку, предложите поискать игрушку. Поднимите коробку, заведомо зная, что там пусто: «Посмотри, здесь нет игрушки, может быть, она под другой коробкой? Давай посмотрим». Коробку, под которой лежит игрушка, поднимайте в последнюю очередь. Побуждайте малыша к самостоятельному поиску.
Игра способствует развитию навыков систематического поиска.
Поиграйте с любимой игрушкой малыша. Во время игры создайте перед игрушкой препятствие (перевернутый стул, большая коробка, подушка и т.п.), для преодоления которого ребенку потребуется некоторое усилие. Если малыш не справляется, покажите ему, как можно достать игрушку. Делайте это в игровой форме: «А где наш мишка? Ух ты, куда он забрался! Ты сможешь его достать? Нет? Ну тогда я попробую», — продемонстрируйте. Продолжайте игру.
Игра способствует развитию логического мышления, координации движений.
Играя с ребенком, положите игрушку за препятствие, которое придется обойти (дверь, диван, кресло и т.п.). Попросите малыша достать игрушку: «Бедный-бедный мишка, он упал за дверь и не может с нами поиграть, достань его, пожалуйста». Играйте как можно чаще в эту игру, пусть ребенок учится преодолевать различные препятствия разными способами.
Игра способствует развитию координации движений, поисковых навыков.
Вам потребуются: любое прозрачное «препятствие» (ширма из прозрачного пластика, закрепленная пленка, стеклянная банка), яркая игрушка.
Поиграйте с малышом в игрушку и спрячьте ее за прозрачный барьер. Попросите кроху достать предмет, понаблюдайте за ним: поймет ли он, что и видимая игрушка может находиться вне пределов досягаемости. Покажите, как можно ее достать. Играйте, используйте разные прозрачные барьеры, каждый раз объясняя ребенку, как достать игрушку.
Игра способствует развитию логического мышления, поисковых навыков.
Вам потребуется: детская машина (пластмассовый шарик) на длинной веревочке.
Разместитесь с ребенком на полу. Покажите ему, как можно толкать машинку или шарик от себя, после чего подтягивать к себе за веревочку. Дайте малышу поиграть самостоятельно.
Игра помогает изучить свойства предметов, развивает координацию движений.
Вам потребуются: большой мяч» маленький мяч. Сядьте на пол. Поместите большой мяч на расстоянии 1—1,5 м от себя. Катите по полу маленький мяч, стараясь попасть им в большой. Комментируйте происходящее:
«Смотри, маленький мяч попал в большой и столкнул его
с места - большой мяч тоже покатился». Пусть малыш
попробует повторить ваши действия. Обращайте его внимание на то, что чем быстрее катится маленький мячик, тем сильнее он ударяет большой и, следовательно, тем дальше тот откатывается. Экспериментируйте, меняйте мячи местами. Объясняйте ребенку все, что вы делаете.
Игра способствует развитию глазомера, координации движений, логического мышления, знакомит ребенка с поступательным движением.
Вам потребуются: кегли, большой мяч.
Расставьте кегли на некотором расстоянии от ребенка.
Расставляя, не забывайте называть цвет каждой игрушки.
Покажите малышу, как мячом можно сбивать кегли. Обозначайте цвет каждой упавшей кегли. Меняйте расстояние между кеглями, увеличивайте их количество. Расставляйте их в разном порядке: в виде прямой линии, в виде круга, в два ряда, беспорядочно и т.д. Экспериментируйте с мячами разного размера, весело комментируйте все происходящее, хвалите малыша, когда он собьет кеглю.
Игра способствует развитию глазомера, координации движений.
(по методике М. Монтессори)
Вам потребуются: цилиндры разной величины и разных цветов, коробка с отверстиями разного диаметра для цилиндров.
Эта игра разработана на основе методики
Монтессори Цилиндры могут быть как деревянными, так и склеенными из цветного картона, в последние можно класть колокольчики, крупу, монетки, пуговицы и т.п. Для цикла игр потребуется несколько групп цилиндров по 5 штук одного цвета, но разных по размеру. Игра развивает навыки сопоставления предметов по размеру, учит систематизировать предметы по одному или нескольким признакам, развивает мелкую моторику.
1 игра
Достаньте группу цилиндров одного цвета, рассмотрите их, обозначьте цвет, скажите ребенку, как называются эти предметы, опишите их: «Это цилиндр, посмотри, на что он похож?». Найдите в комнате предметы цилиндри- ческой формы (ножки стула, банки, бутылки и пр.). Покажите, как можно катать цилиндры по полу, как их можно ставить и класть что-нибудь на их плоскую сторону. Пусть ребенок поиграет с фигурами самостоятельно.
2 игра
Покажите ребенку как вставлять цилиндры в отверстия коробки. Объясняйте, что большие цилиндры не войдут в отверстия для маленьких. Продемонстрируйте. Предоставьте ребенку самостоятельность. Первое время ребенок может засовывать маленькие цилиндры в отверстия для больших, мягко указывайте ему на неточности.
3 игра
Вам потребуются: группа желтых цилиндров и группа синих цилиндров.
Смешайте цилиндры, возьмите цилиндр желтого цвета и попросите ребенка подобрать еще один такой же. Поправляйте кроху, если он ошибается: «Этот? Нет, этот цилиндр синего цвета, а нам нужен желтый - вот такой». Пусть малыш попробует еще раз. Не заостряйте внимания на цилиндрах другого цвета, маленькому ребенку еще очень трудно ориентироваться сразу в двух цветах. Группировать предметы по двум и трем цветам можно после того, как ребенок освоит каждый цвет по отдельности.
4 игра
Вам потребуются: цилиндры одного цвета, различающиеся по размеру.
Поставьте рядом самый большой и самый маленький цилиндры. Покажите их ребенку: «Смотри, какой большой цилиндр, самый большой, он больше всех остальных. А этот совсем маленький, он меньше. Большой (покажите), маленький». Покажите на маленький цилиндр:
«Что-то я забыла, это - большой цилиндр?». Достаньте остальные цилиндры этой группы. Подключите к игре кого-нибудь из членов семьи, дружно и весело обсуждайте размеры цилиндров, постоянно обращаясь к ребенку.
5 игра
Вам потребуются: цилиндры одной цветовой группы.
Возьмите три цилиндра разного размера. Постройте их в порядке убывания. Объясните ребенку: «Большой цилиндр — папа, средний цилиндр — мама, а самый маленький - это ты». Повторите, показывая: «Большой, поменьше, самый маленький». Пусть ребенок поиграет. Расставьте цилиндры беспорядочно, спросиге: «Где самый большой цилиндр-папа? (далее «мама» и т.д.)». В дальнейших играх присоединяйте еще по одному цилиндру, сравнивая его по размеру с остальными. Предложите малышу построить забор из цилиндров.
Игра способствует развитию навыков сопоставления.
6 игра
Вам потребуются: группы цилиндров красного и синего цветов.
Предложите ребенку найти два одинаковых по размеру цилиндра. Берите в руки по два цилиндра и сравнивайте их, прикладывая друг к другу. Научите малыша делать то же самое.
В дальнейшем можно использовать цилиндры из трех-четырех групп.
7 игра
Вам потребуются: две группы цилиндров. Разделите цилиндры, отдав малышу группу одного цвета. Объясните, что вы будете строить забор по очереди:
«Я ставлю желтый цилиндр, а ты — красный» (покажите).
«У нас получился красивый двухцветный заборчик».
Строить такие заборы можно по принципу:
«большой—маленький», «маленький—средний», «маленькие разных цветов» и т.д.
8 игра
Когда ребенок освоит основные принципы игр с цилиндрами, усложняйте задания. Например, предложите построить забор только из больших цилиндров (маленьких, средних и т.д.), из цилиндров одного (двух, трех) цветов.
9 игра
Если вы сделали цилиндры из картона, заполнив их различными предметами, обращайте внимание ребенка на то, какие звуки издает тот или иной цилиндр, проводите аналогии: «Этот цилиндр звенит, как колокольчик, а этот шуршит, как мышка».